2 курс

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 



О.О. БРИЛЛИАНТОВА 



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА 



Учебно-методическое пособие 





Краснодар 
2011 

УДК 796.01(072) 
ББК 75 
Б – 87 


Рецензент: В.А. Баландин – доктор педагогических наук, профессор 


Бриллиантова О.О. 
Б – 87 Теоретический раздел учебно-методической программы дисциплины 
«Физическая культура» для студентов II курса [текст]: учеб.-метод. 
пособие. – Краснодар: КГУФКСТ, 2011. – 47 с. 



Учебно-методическое пособие включает в себя материалы 
лекций теоретического раздела программы дисциплины «Физическая 
культура» и вопросы к зачету для студентов второго курса. 


Пособие предназначено для преподавателей физического 
воспитания, педагогических работников, осуществляющих 
теоретическую работу со студентами высших учебных заведений. 






УДК 796.01(072) 
ББК 75 

© КГУФКСТ, 2011 
© Бриллиантова О.О., 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр. 
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………….… 4 
Лекция 1. РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ……………………………………. 
1.1. Двигательная активность, ее роль в жизнедеятельности человека... 
1.2. Роль двигательной активности в вузе……………………………….. 
1.3. Физическая работоспособность……………………………………… 
1.4. Работоспособность человека в течение дня, суток, недели. Утомление и его профилактика……………………………………... 

Лекция 2. ФИЗИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…………………………….. 
2.1. Врачебный контроль и самоконтроль за физическим развитием…. 
2.2. Контроль и аттестация студентов по физическому воспитанию….. 
2.3. Виды восстановительных мероприятий…………………………….. 
2.4. Возникновение и развитие массажа…………………………………. 
2.5. Профилактика спортивного травматизма, оказание первой помощи………………………………………………………………... 
2.6. Состояния, возникающие при выполнении физических нагрузок... 

Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы……………. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..



10 

14 


21 
21 
27 
31 
32 

36 
39 

43 
45 
46 













ВВЕДЕНИЕ 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях – неотделимая часть системы образования, элемент гуманитарного воспитания, условие оптимизации текущего физического развития индивида в онтогенезе, его физической подготовки к жизни. 
Одной из существенных задач физкультурного воспитания студентов является формирование у них осознанной жизненной важности и социальной значимости физической культуры. 
Необходимо, чтобы большинство студенческой молодежи понимало физическую культуру как важнейшую составляющую часть общей человеческой культуры, сущность которой состоит в обеспечении не только процесса физического совершенствования, но и развития эмоционально-чувственных, нравственных, интеллектуальных и эстетических способностей человека. 
Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, наиболее полно удовлетворить их познавательные и общекультурные потребности. С этой целью подробно составлен тематический план изучения теоретического раздела программы по физической культуре для студентов второго курса. 
Одна из важнейших задач физического образования — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в 
«пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений. 



ЛЕКЦИЯ 1 

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 

1.1. Двигательная активность, ее роль в жизнедеятельности человека 
«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения» (Тиссо 18 в. Франция). 
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. 
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим, социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности. 
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном уровне достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма. Максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим: профессиональной и непрофессиональной. 
Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 
• по данным хронометража выполненного за сутки работы; 
• по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии; 
• путем подсчета энергетического баланса. 
Поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на ССС во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода, поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов. 
Давайте посмотрим, какова двигательная активность современного человека студенческого возраста. Надо отметить недостаточность движений, что вызывает целый ряд функциональных изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название «гипокинетической болезни», «гипокинезии». 
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию – удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д., которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. 
При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т. д. 
Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирение и т. д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 раза чаще, чем у людей физического труда. 
Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, тогда, когда двигательный режим не соответствует «задуманной» природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода). 
Способность человека противостоять гиподинамии – отсутствие мышечной активности – далеко не беспредельна. 
Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма, даже не имеющие отношение к мышечной работе, движению. 
Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается. 
Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный аппарат, а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление, получившее название моторно-вицеральных рефлексов, т. е. импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма. 
Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов. 

1.2. Роль двигательной активности в вузе 

В жизненных условиях вуза повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности – выпускника вуза с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности. 
Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используются как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов. 
Для большинства людей, заканчивающих наш вуз, работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием. Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). В инерционных весах при обучении и занятии физическими упражнениями и спортом важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияния. 
Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях по физическому воспитанию и спортом накапливаются многолетние запасы волевых качеств, устойчивости к стрессам, умственной работоспособности. Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в вузе. 
Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе. 
В работах многих зарубежных и отечественных ученых показано, что физически более развитые студенты выполняли теоретические и практические задания по изучаемым дисциплинам быстрее и лучше, делали меньше ошибок, быстрее восстанавливались после напряженного умственного труда. 
1.3. Физическая работоспособность 

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности (ФР) человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая ФР связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании со сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма. 
ФР связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ряд болезней. 
Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами: 
• морфофункциональным состоянием органов и систем человека; 
• психическим статусом, мотивацией и др. 
Заключение о величине ФР можно составить только на основе комплексной оценки. На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с, 3-х минутный бег на месте. 
Однако объективно судить о физической работоспособности человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами: 
• во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать ответную реакцию организма на нагрузку; 
• во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке; 
• в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного мышечного массива, что делает невозможной максимальную интенсификацию функций всех систем организма. Установлено, что наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива. 
Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т. д. 
Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются специальные приборы: велоэргометры, степэргометры, бег на тредмиллях (бегущая дорожка). 
Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности судят по изменению максимального потребления кислорода (МПК) или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 мин (РWС 170). Существует много разнообразных методов определения МПК. 
Прямой метод оценки достаточно сложен, т. к. требуется специальная аппаратура и высокой квалификации персонал, проводящий измерения. Более простой непрямой метод оценки МПК, который осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный. 
В последнее время наряду с термином «физическая работоспособность» широко используют понятие «физическое состояние», под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка «физического состояния» обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния. Однако следует отметить, что физическое состояние не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность. 
Понятие «физическое состояние» равнозначно термину «физическая кондиция». Чем выше уровень физического состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК в естественных условиях можно с помощью 12-ти минутного теста (Купера), предусматривающего измерение максимального расстояния, которое преодолевает за это время человек. Установлено (таб. 1), что между длиной дистанции и потреблением кислорода существуют взаимоотношения. 
Таблица 1 
Показатели 12-ти минутного теста Купера 
Дистанция бега (км) Время бега (мин) Оценка ЧСС 
уд/мин МПК 
1,6-1,9 12 мин неудовлет. 135 25,0-33,7 
2,0-2,4 12 мин удовлет. 140 33,8-42,5 
2,5-2,7 12 мин хорошо 145 42,6-51,5 
2,8-более 12 мин отлично 150 51,6-более 

ЧСС измеряется за 10 сек х 6, за 15 сек х 4. 
С ростом физического состояния все показатели работоспособности заметно возрастают, значительно расширяется объем функциональных резервов. 
Методы повышения физической работоспособности 
Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения. 
Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня («кондиции»), получили название «кондиционных тренировок». 
Методы данных тренировок различаются по периодичности, мощности и объему. 
Существуют три метода таких тренировок: 
1. Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба, бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут. 
2. Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортивные игры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха. 
3. Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества. 


1.4. Работоспособность человека в течение дня, суток, недели. Утомление и его профилактика 

Работоспособность человека на протяжении трудового дня непостоянна. Вначале она низкая (период врабатывания), затем поднимается, и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Такое изменение работоспособности человека может повторяться дважды в день: до обеденного перерыва и после него. 
Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления: физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала и в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к концентрации и устойчивости внимания, эмоциональную устойчивость. 
Работоспособность в значительной мере зависит от времени суток. Суточный ритм физиологических функций определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневные часы и пониженную в ночное время. Поэтому работоспособность утром высокая, т. к. в это время суток кора и подкорка наиболее возбуждены. 
Работа в вечернее и ночное время совпадает с понижением уровня возбуждения и развитием торможения в коре большого мозга и ниже лежащих отделах. В этих условиях мозг несет двойную нагрузку и преодоление естественной потребности в ночном отдыхе. 
Работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление – на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. 
Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы. 
Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров. Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови. 
Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма. 
Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. 
Усталость – сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажды, боли и т. д. 
О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения. 
Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь: 
1. Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение. 
2. Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения. 
3. Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения. 
4. Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения. 
5. Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение. 
6. Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи. 
7. В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т. к. они постоянно воспринимают в большом количестве новую информацию. Им присуще ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение. 
Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению. 
Переутомление – это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т. д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность. 
Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга – «корковая мозаика» – причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма – основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже. 
При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках, превышающих возможности организма, может возникнуть ряд состояний, таких как перенапряжение и перетренированность. 
Перенапряжение – это не только физиологическое, психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние. 
Перетренированность – это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ЦНС, т. е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит, он худеет, ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление. 
На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией: 
• растет частота пульса; 
• нарастает кровяное артериальное давление; 
• ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг. 
При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима. 
Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной перетренированности спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т. п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям. 
Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение и приводит к нарушениям функций ССС – гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу. 
При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях, прежде всего, поражается сердце. 
Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается. 
Отметим, что при любой умственной работе, какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови. 
Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. Напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работы. Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов – усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление, затормаживаются функции пищеварительных органов. 
Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека – внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме. 
Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания – физкультурные паузы, т. е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями. 
Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справляться с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности. 
Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми способностями, вести здоровый образ жизни, систематически пользоваться средствами физической культуры. 
При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижение работоспособности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно сказывается на их работоспособности. 



ЛЕКЦИЯ 2 

ФИЗИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ 

2.1. Врачебный контроль и самоконтроль за физическим развитием 

Коренная перестройка образования, обусловленная социально-экономическим развитием страны, неосуществима без решения проблем, связанных с физическим воспитанием молодого поколения. 
Важное значение принадлежит комплексной программе по физическому воспитанию, как школьников, учащихся ПТУ, так и студентов вузов, которая нацелена на поддержание и укрепление здоровья занимающихся, на повышение их физической подготовленности. Необходимо разъяснять занимающимся физическими упражнениями и спортом и их родителям, что эти занятия не их личное дело, а общественный, если хотите национальный долг. 
Среди актуальных проблем физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического. Задача последнего состоит в необходимости ознакомиться с вопросами, решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и организацией их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировок, но и до и после них. 
Основная задача этих наблюдений – совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача может быть решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми медицинскими знаниями. При этом, тренер должен четко представлять: какие сведения он может получить с помощью врача, а какие самостоятельно. Такие наблюдения в естественных условиях спортивной деятельности, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физическую подготовленность и специальную тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренерованность. Исходя из вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими. 
Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является уточнения в планировании учебно-тренировочного процесса, дозировка физических нагрузок в недельном цикле, определение длительности интервалов отдыха между упражнениями и тренировками, нахождение наиболее рационального сочетания различных средств тренировок и т. п. 
Существующие методы врачебно-педагогического контроля можно разделить на две группы: 
1. Не требующие сложной аппаратуры, отличающиеся простотой методики оценки (визуальное наблюдение, определение частоты дыхания, измерение артериального давления, веса тела, различные координационные пробы и др.). 
2. Требующие довольно сложной аппаратуры и специально подготовленных людей, проводящих контроль (электрокардиография и др.). 
В системе педагогического контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого в процессе занятий преподавателями физического воспитания, принято различать три вида проверок (контроля): 
1. Предварительную (прием первичных контрольных нормативов). 
2. Текущую (отмечается преподавателем-тренером в журнале или дневнике). 
3. Итоговую (прием государственных тестов). 
Особое место при проведении педагогического контроля занимает медицинское обеспечение – одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий. Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля. 
Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий вопросы физического развития, функционального состояния и состояния здоровья человеческого организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль является основным разделом спортивной медицины, имеющей свои четко определенные принципы и задачи. 
Главная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Задача врачебного контроля – ознакомить студентов с основными вопросами медицинского контроля. Выполнение этой задачи облегчается тем, что на практических занятиях студенты уже получают некоторые представления об основных методах контроля. Однако следует учитывать, что в настоящее время все большее число людей, причем, различного возраста охвачено занятиями физическими упражнениями и спортом. Это обстоятельство требует от них более глубоких знаний в области медицины, поскольку не все из них находятся под контролем преподавателя-тренера на занятиях (чаще) или врача (реже). 
Цель врачебного контроля является всемерное содействие эффективности процесса физического воспитания правильному использованию средств физической культуры. Он призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. 
Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма, сохранения здоровья человека, долголетия, творческой активности и осуществляется в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе». 
Основные задачи врачебного контроля: 
1. Определение состояния здоровья занимающихся и решение вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах. 
2. Осуществление врачебного контроля на занятиях по физическому воспитанию и спортом. 
3. Диагностика функционального состояния. 
4. Оценка физического развития и выявление заболеваний и травм. 
5. Медицинское обеспечение соревнований. 
6. Агитация и пропаганда физической культуры среди населения. 
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах: 
• регулярные врачебные обследования и контроль лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом; 
• врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований; 
• санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий; 
• медико-санитарное обеспечение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий (в спортивных лагерях и на учебно-тренировочных сборах); 
• профилактика спортивного травматизма и заболеваний; 
• санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни. 
Для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом по государственным программам, медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год – первичное. Для занимающихся спортом – 3-4 раза в год. Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физического развития и функциональных способностей важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов. 
Установлено многолетней практикой врачебного контроля распределение студентов, занимающихся физической культурой, на группы: 
• основную (без отклонений в состоянии здоровья); 
• подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью); 
• специальную (с отклонениями в состоянии здоровья, требуют ограничения физических нагрузок). 
Занятия физическими упражнениями должны проводиться под контролем врача, но прежде всего под контролем тренера-преподавателя по физическому воспитанию. Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий позволяют выяснить условия и методику занятий, подготовленность занимающихся, выполнение ими гигиенических правил, определить недочеты в организации учебных занятий, обеспечить всестороннее физическое развитие студентов. На соревнованиях медицинское обслуживание осуществляют спортивные врачи, которые входят в состав судейской коллегии. Без врача ни одно соревнование не может проводиться. 
Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Правда, многие спортсмены, даже высокого класса, его игнорируют. Одна из причин этого – большой объем информации, которую следует записывать в дневник самоконтроля. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Это связано с тем, что, во-первых, регулярные врачебные осмотры проводятся один раз в год и в период между ними сведения о состоянии здоровья студентов отсутствуют. Во-вторых, постоянное фиксирование субъективных и объективных показателей самоконтроля способствуют оценке физического состояния занимающихся. Кроме того, они помогают тренеру-преподавателю, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий. 
Субъективные показатели оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся минимальной затраты времени – не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения. 
При занятиях физическими упражнениями по учебной программе, а также в группах здоровья и спортивного совершенствования можно ограничиться такими субъективными показателями, как например: 
• настроение – очень существенный показатель, отражающий психическое состояние. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным – когда человек расстроен, растерян, подавлен; 
• самочувствие – отмечается как хорошее (бодрость, сила), удовлетворительное или плохое (вялость, слабость); 
• желание заниматься – отмечается в дневнике как большое, безразличное, нет желания; 
• сон – отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.); 
• аппетит – отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой; 
• болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и силы проявления. 
По тренировочным нагрузкам, из-за нарушения режима можно судить о состоянии здоровья занимающихся. 
Объективные показатели: 
1. Дыхание – частота дыхания зависит от возраста, уровня тренированности, состояния здоровья, величины выполняемой физической нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 14-18 дыханий. У спортсмена частота дыхания в покое 10-16 в мин. При увеличении физической нагрузки частота дыхания может достичь 60 и более в минуту. 
2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра. У здоровых нетренированных мужчин ЖЕЛ обычно лежит в пределах 3,0-4,5 л, у женщин 2,5-3,5 л. 
3. ЧСС (пульс) – важный показатель, дающий информацию о деятельности ССС. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток, в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах 60-80 уд/мин. Резкое учащение пульса более 80 уд/мин (тахикардия) и резкое замедление пульса менее 60 уд/мин (брадикардия), по сравнению с предыдущими показателями, может являться следствием переутомления либо заболевания сердца. 

2.2. Контроль и аттестация студентов по физическому воспитанию 

В целях регулярной работы по повышению объема знаний по учебным дисциплинам проводится аттестация каждого студента в процессе обучения. Аттестация дисциплинирует не только обучающегося, но и обязывает преподавателя строго соблюдать логическую последовательность в обучении, поддерживать постоянную связь со студентами. 
Любая самая совершенная методика проведения занятий по физическому воспитанию может дать положительный результат только при строгом контроле воздействия физических нагрузок на организм занимающихся. С одной стороны, контроль должен охватывать педагогический круг вопросов, с другой стороны – функционально-физиологический. Проверка воздействия физических нагрузок, используемых на занятиях по физическому воспитанию, является надежным средством показания отклонений в состоянии здоровья или снижению показателей физического развития и физической подготовленности. 
Учет и регистрация показателей развития физических качеств и контроля результатов воздействия физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях позволяют сравнить данные врачебных оценок с результативностью двигательной деятельности занимающихся студентов. Контроль желательно проводить ежемесячно. С этой целью можно использовать методы врачебно-педагогического контроля: 
• пульсометрию; 
• спирометрию; 
• пробы с задержкой дыхания после вздоха (после выдоха); 
• определение артериального давления и др. методы. 
Несмотря на то, что каждая проба или метод не достаточно информативны, в динамике ежемесячного контроля, в комплексе друг с другом они обеспечивают надежный контроль воздействия физических нагрузок, при сочетании педагогического контроля со специально разработанными тестами для развития физических качеств, а также уровня физической работоспособности. 
Таким образом, важным компонентом комплексного врачебного обследования студентов, наряду с оценкой состояния здоровья, является тестирование общей работоспособности. С помощью тестирования определяются функциональные возможности организма, выявляются слабые звенья адаптации к физическим нагрузкам, уточняется диагностика отклонений в состоянии здоровья, осуществляется контроль динамики функционального состояния на отдельных этапах учебного процесса, что позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса. 
Для оценки физической подготовленности часто используют методы визуального наблюдения, к которым относят: 
1. Определение функционального состояния нервно-мышечной системы с помощью динамометрической оценки силы кисти и становой силы. 
2. Определение функционального состояния дыхательной сферы нервной системы с помощью определения максимальной частоты движения верхней конечности. 
3. Определение координационной функции нервной системы. 
Очень важным моментом при проведении функциональных проб с физической нагрузкой является качество их выполнения. Необходимо следить, чтобы проба была проведена добросовестно за отведенное время с достаточной интенсивностью. В практике физического воспитания при комплексном обследовании для определения физического состояния или физической (функциональной) подготовленности используются тесты или батареи тестов. 
Тест – это оценка физического состояния или физической подготовленности (способности) занимающегося. 
Тесты должны отвечать специальным требованиям: 
• стандартность; 
• надежность; 
• информативность; 
• наличие системы оценок. 
Тесты, удовлетворяющие этим требованиям, называют добротными. Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными. 
Различают три группы тестов: 
1. Контрольные упражнения – это могут быть дистанции бега, либо время пробегания дистанций. 
2. Стандартные функциональные пробы – это регистрация ЧСС, оценка скорости пробегания дистанций при ЧСС 160 уд/мин. 
3. Максимальные функциональные пробы. 
При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной надежностью, т. е. высокой степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. 
Существуют несколько причин, снижающих надежность теста, вызывающих вариации тестов: 
• состояние испытуемых (утомление); 
• неконтролируемые условия внешней окружающей среды (ветер, влажность, жара, холод и т. п. явления); 
• изменение обстановки при проведении теста (смена принимающего тест судьи); 
• несовершенство самого теста (тест заведомо ненадежен). 
При оценке надежности теста предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутри классовых коэффициентов корреляции. Чтобы увеличить надежность теста, надо увеличить его длину, т. е. увеличить число серий. Поскольку коэффициент надежности вариативен, необходимо всегда указывать как и на ком проводится тест. 
Важнейшей характеристикой теста является его информативность. Информативность теста – это степень точности, с которой тест измеряет свойство, для оценки которого он используется. Информативность иногда называют валидностью. 
Информативность теста предполагает ответ на два частных вопроса: 
1. Что измеряет данный тест? 
2. Как точно он измеряет? 
Тест, используемый для определения состояния здоровья на момент обследования, называют диагностическим. Если по результатам тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях физического состояния, то такие тесты называют прогностическими. 
Информативность чаще всего на практике определяется эмпирически, в этом случае результаты теста сравнивают с некоторыми критериями. Чаще всего критериями служат: спортивный результат; результат другого теста, информативность которого доказана; принадлежность к определенной группе испытуемых (например, сравнивать результаты разрядников с мастерами). 
Для оценки информативности теста на практике рассчитывают коэффициент корреляции между тестом и принятыми критериями. Такой коэффициент называют коэффициентом информативности, который сильно зависит от надежности теста и критерия. Тест с низкой надежностью мало информативен. 
При использовании тестов следует руководствоваться следующими правилами: 
• тест должен соответствовать анатомо-физиологическим и функциональным возможностям испытуемого; 
• необходимо использовать простые по биомеханической структуре тесты; 
• перед выполнением тестов у испытуемых должна создаваться хорошая мотивационная установка; 
• для комплексной проверки необходимо использовать батарею тестов; 
• оценке физической подготовленности должно предшествовать ее тестирование; 
• выполнение тестов должно занимать от одного до трех учебных занятий. 
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующий порядок проведения тестов: 
1. На гибкость. 
2. На быстроту. 
3. На силу. 
4. На скоростную выносливость. 
5. На силовую выносливость 
6. На физическую работоспособность. 
7. На общую выносливость. 
Возможность оценки физического состояния испытуемых существенно расширяется, если в процессе использования тестовых программ регистрировать физиологические параметры. 

2.3. Виды восстановительных мероприятий 

Все средства восстановления подразделяются на педагогические, психологические и медико-биологические. 
К педагогическим средствам относятся: варьирование разумными интервалами отдыха между выполнением отдельных упражнений, отдельными тренировочными занятиями, соревнованиями и т. д. Планирование нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах тренировки. К психологическим средствам относятся: аутогенная тренировка, внушительный сон, просмотр и прослушивание фильмов и радио (музыки), комфортабельные условия жизни и т. д. 
Медико-биологические средства включают рациональное питание, комплексы поливитаминов, физиотерапевтические и бальнеологические методы, различные виды массажа, электрофорез, ультрафиолетовые облучения. Необходимо иметь в виду, что организм человека довольно быстро приспосабливается к однообразным средствам восстановления, поэтому следует разнообразить их, варьируя дозировку и методику применения. 

2.4. Возникновение и развитие массажа 

Массаж как лечебное средство известен уже из глубокой древности. Его знали и применяли все народы мира. Слово «массаж» трактуется по-разному. По латыни «massa» – прилипающее к пальцам, по-гречески «masso» – сжимать руками, по-арабски «masch» – нежно надавливать, ощупывать. Все эти термины правильно отображают сущность приемов массажа. 
В древней Руси при ревматической боли и при травмах растирали, разминали суставы и мышцы, широко применяли растирание всего тела. В VI в. н. э. впервые в Китае был создан государственный мединститут, где студентам преподавали массаж как обязательную дисциплину. В Египте, Ливии, Нубии массаж был известен еще за 12 в. до н. э. (наскальные рисунки, папирусы). Первым пропагандистом массажа в Греции был Геродикос (484-425 гг. до н. э.). В древней Греции считали, что массаж имеет большое значение не только в медицине, но и в быту, в школе, армии, спорте. В эпоху процветания Рима массаж входил в систему физического воспитания юношей. В X и XI в. развитие массажа в странах Малой и Средней Азии определило своеобразную технику и методику его проведения, получившей название «восточный массаж». Большую роль в развитии и методическом обосновании массажа сыграл Петр Линг (1776-1839) – основатель «шведской» системы гимнастики. Развитие массажа способствовало развитию ЛФК. Идея сочетания лечебной гимнастики и массажа принадлежит русскому профессору П.Ф. Лесгафту (1837-1909г.). 
Виды и средства массажа 
Научно обоснованно определились четыре основных его направления сложившиеся в определенные виды или системы: лечебный; гигиенический; спортивный; косметический. 
Наиболее древним является лечебный массаж. Сущность его заключается в механическом воздействии на ткани организма в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации. Механические воздействия можно производить руками (мануальный массаж) или с помощью специальных аппаратов (аппаратный массаж). Существует большое разнообразие приемов массажа: встряхивание, гребневидное, надавливание, потряхивание, похлопывание, прерывистая вибрация, поколачивание, рубление, щипцеобразное разминание и т. д. Используется в основном четыре группы приемов – поглаживание, растирание, разминание, вибрация. 
Массаж может быть общим, когда воздействие направлено на всю поверхность тела и местным (локальным). 
Аппаратный массаж применяется при всех видах массажа. Его разновидностями являются: 
• вибрационный; 
• гидромассаж; 
• вакуумный массаж и др. 
Вибрационный использует метод механических колебаний. Применяют вибраторы различных конструкций для местного и для общего воздействия. 
Гидромассаж служит для укрепления здоровья, сохранения высокой работоспособности, предупреждения заболеваемости организма. Применяется обычно в сочетании с утренней гимнастикой. 
Косметический массаж предназначен, в основном, для ухода за кожей. Способствует свежести и эластичности кожи, предупреждает ее увядание. Косметический массаж подразделяют на профилактический и лечебный. 
Общие сведения о спортивном массаже 
Спортивный массаж применяется в системе физического воспитания, в спорте и является средством повышения спортивного мастерства. Его применяют в период учебно-тренировочного процесса для совершенствования психофизических качеств и повышения работоспособности спортсмена, в тех звеньях опорно-двигательного аппарата, от которых в период соревновании потребуется наибольшее напряжение. Тренировочный массаж (общий и местный) применяется как дополнительное средство тренировки. Длительность общего массажа до 1 часа, местного до 30 мин. Перед спортивными выступлениями применяют предварительный массаж с целью разминки (согревающий), длится 15-20 мин, проводится медленно, глубоко и длительно. Заканчивается за 5 мин до соревнований. Обычно выполняется 2-3 приема (поглаживание, растирание). Предстартовый массаж – возбуждающий, либо успокаивающий. Снятию нервного возбуждения и быстрому восстановлению работоспособности после нагрузок способствует восстановительный массаж. Наибольший эффект дают ежедневные сеансы: первый через 15-20 мин после окончания спортивной деятельности, второй через 1,5-2 часа после тренировки. По окончании массажа – горячий чай или ванна. 
Сущность массажных воздействий на организм 
Действующим физическим фактором массажа на организм являются механические раздражения, наносимые тканям специальными приемами поглаживания, растирания разминания, вибрации. Раздражители возбуждают механорецепторы, которые распределены по всему телу (рецепторы кожи, рецепторы мышечно-суставного аппарата и рецепторы внутренних органов, баррорецепторы на стенках сосудов). Устройство механорецепторов весьма разнообразно. Они имеют форму волосков, спиралей, пластинок. Механические раздражители деформируют нервные окончания, что обуславливает появление рецепторного потенциала и, в свою очередь, возникновение ионных токов. Рожденные нервные импульсы поступают в ЦНС, информируя ее о возбуждении рецептора. 
Следовательно, механическая энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения в форме центростремительных (афферентных) импульсов. Механорецепторы иногда называют тактильными рецепторами. Наружная поверхность кожи представляет собой обширное рецепторное поле. Различают четыре вида кожной чувствительности: тепловую, холодовую, болевую и тактильную. 
Массаж, вызывая деформацию кожи и изменения степени натяжения мышц, служит источником мышечно-суставного чувства. В механизме действия массажа на организм играет роль гуморальный фактор. Вызывая образования тепла в тканях (результат преобразования механической энергии в тепловую), массаж действует как термический раздражитель, возбуждая тепловую рецепторную систему, которая в свою очередь, воздействуя на сосудорасширяющие нервы, вызывает рефлекторное изменение просвета сосудов, снижая артериальное давление. 
Прямое механическое воздействие массажа сказывается на функции мышечных капилляров, стенки которых обладают самостоятельной сократимостью за счет перицитов, расположенных в стенках капилляров. Перициты способны изменять просвет капилляров, они могут полностью закрываться, суживаться и расширяться. 
Массаж оказывает многостороннее влияние на органы и системы организма (на ЦНС, систему кровообращения и лимфоклеток, обмен веществ и другие жизненно важные функции). 
Массаж оказывает на кожу многообразное влияние, улучшает трофические процессы, очищая кожу от слущивающихся клеток эпидермиса, стимулирует секреторную функцию потовых и сальных желез, улучшая сократительную функцию кожных мышц, способствуя эластичности и упругости кожи. Под влиянием массажа кожи рефлекторно наступают изменения во внутренних органах (живот – повышение кислотности; ручная вибрация в области сердца –расширяет границы сердца). 
Влияние на ЦНС. Усиливает ее регулирующую и координирующую функцию, стимулирует регенеративные процессы. Массаж оказывает выраженное влияние на периферическую нервную систему, улучшает динамику основных нервных процессов, улучшая кровоснабжение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани. 
Массаж благотворно влияет на ССС. Благодаря массажу кровь оттекает от внутренних органов к поверхности кожи и к мышечным пластам, наступает умеренное расширение периферических сосудов, облегчается работа сердца, улучшается сократительная способность сердечной мышцы, устраняются застойные явления в малом и больших кругах кровообращения. Массаж стимулирует кроветворную функцию, способствуя повышению содержания в крови гемоглобина и эритроцитов. 
Массаж активно влияет на газообмен, минеральный и белковый обмен, увеличивая выделения из организма минеральных солей, азотистых, органических веществ мочи. Это положительно сказывается на функции внутренних органов и жизнедеятельность организма. Под действием массажа в коже образуются продукты белкового обмена: гистамин, ацетилхолин, которые током крови разносятся по всему организму. 
Таким образом, в основе механизма действия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, регулируемые высшими отделами ЦНС. 

2.5. Профилактика спортивного травматизма, оказание первой помощи 

Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются: 
• знание причин возникновения телесных повреждений; 
• разработка мер по предупреждению спортивных травм. 
Причины спортивных травм: 
• неправильная организация занятий; 
• недочеты и ошибки в методике проведения занятий; 
• неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования; 
• нарушение правил врачебного контроля; 
• неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий; 
• нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма. 
Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях. 
При занятиях физическими упражнениями и спортом возможны различные виды травм: 
• ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и разрывы хрящей; 
• ожоги, обморожения, тепловые и солнечные удары; 
• обмороки, потеря сознания и т. п. 
В спортивном травматизме отмечается преимущественно: поражения суставов – 38%, ушибы – 31%, переломы – 9%, вывихи – 4%. В зимний период травм больше (до 51%), чем в летний период (21,8%), а в межсезонье (в закрытых помещениях) – 27,5%. 
Оказание первой помощи при повреждениях, переломах и вывихах 
Перелом – это нарушение целостности кости, характеризующееся резкой болью при любом движении и нагрузки на конечность, изменением формы конечности, нарушением ее функций, отечностью, кровоподтеком. Перелом нередко сопровождается кровотечением, смещением отломков кости, шоком и другими явлениями. При переломах костей явных, закрытых или даже при подозрении на них, первая помощь сводится к наложению транспортной или мобилизующей шины из подсобного материала, которая должна надежно фиксировать область перелома. Обратиться к врачу. 
Вывих – это смещение соприкасающихся в полости сустава костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. При различных вывихах первая помощь – местное холодовое обезболивание на область поврежденного сустава. Дать обезболивающие средства (анальгин, пирамидон или др.) и обратиться к врачу. 
Основные правила остановки кровотечения 
1. Приподнятое положение поврежденной части тела по отношению к туловищу. 
2. Прижатие кровоточащего сосуда давящей повязкой. 
3. Прижатие артерии к костному ложу. 
4. Фиксирование конечности. 
5. Наложение жгута. 
Кровотечение бывает: капиллярное (остановка обычной повязкой); венозное (остановка тугой повязкой); кровотечение мелких артерий; артериальное. При артериальном кровотечении (фонтан крови) на конечность накладывают жгут выше раны и фиксируют время его наложения (не более 1,5 часов) и срочно отправляют в медучреждение к врачу. 
При ранах в первую очередь необходимо произвести дезинфекцию раны (промыть перекисью водорода или слабым раствором марганца), а затем, если есть йод или зеленка, смазать края раны и по возможности наложить давящую повязку, чтобы остановить кровотечение. 
При ушибах для предотвращения отека ушибленной ткани следует на ткань воздействовать холодом (снег, лед, холодная вода), предварительно смазав ушиб вазелином, ланолином и другими средствами, затем наложить давящую повязку. 
При ожогах первая помощь – смазать поверхность кожи спиртом. 
При обморожениях на охлажденном участке чувствуется легкое пощипывание, затем чувствительность теряется. Особенно поддаются ему пальцы рук, ног, нос, уши. Если произошло обморожение нельзя растирать пораженные места снегом, он только повредит кожу. Делайте это осторожно до восстановления чувствительности, обмороженные места смазать жиром (вазелином) и обратиться к врачу. 

2.6. Состояния, возникающие при выполнении физических нагрузок 

Заболевания органов дыхания у занимающихся физическими упражнениями изучены недостаточно. В спорте преобладает ротовое дыхание. Это приводит к опасности воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей (гайморит, фронтит, отит, бронхит и т. д.). Часто на занятиях во время кроссового бега в полости рта, из-за такого дыхания, накапливается большое количество слюны. Это происходит потому, что при физических нагрузках и интенсивном дыхании в крови увеличивается не только количество кислорода, но и углекислого газа, который влияет на возбудимость нервных клеток. Существует прямая зависимость между концентрацией углекислоты в крови и интенсивностью функционирования пищеварительных желез, в том числе поджелудочной, печени и слюнных желез. 
Во время кроссового бега часто болит в правом боку (печень), либо в левом боку (селезенка). Печень – важный орган в жизнедеятельности нашего организма (синтез жиров и углеводов, обмен белков и витаминов) является кровяным депо. Так вот, в результате переполнения кровью печени возникают колики. Глубокое дыхание снижает приток крови к правому предсердию, уменьшает болевые ощущения. Бег не надо прекращать, необходимо снизить скорость передвижения. 
В процессе учебных занятий или тренировок после значительного перерыва (отдыха) во время физической работы в организме образуются продукты распада, часть которых выводится из организма через мочевыделительную систему, а другая часть, в том числе, молочная кислота задерживается в мышечных тканях. Чтобы избавиться от нее необходимо мышцу заставить сокращаться, т. е. выполнять какую-либо физическую работу, особенно на следующий день, на те же мышцы. Боли в мышцах длятся несколько дней. Мышца теряет эластичность, становиться твердой – это явление меозит. 
Интенсивная физическая нагрузка в сочетании с охлаждением может привести к осложнениям в почках (увеличивается белок в моче, повышается артериальное давление). 
При выполнении напряженной физической работы длительное время, например кроссовый бег, возникают такие состояния, которые получили название «мертвая точка» и «второе дыхание». Уже через некоторое время бега в организме начинаются изменения, которые заставляют нас прекратить мышечную деятельность. Такое временное снижение работоспособности получило название «мертвая точка». Механизм возникновения такого состояния недостаточно изучен. Предполагают, что он обусловлен временным нарушением деятельности скелетных мышц и органов, обеспечивающих доставку кислорода в организм. Эти нарушения приводят к изменениям в работе нервных центров, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в работе отдельных физиологических систем. Время возникновения и продолжительность этого состояния (МТ) зависит от многих факторов, в частности от длительности и интенсивности физической нагрузки (например, при беге на 5-10 км и более возникает через 5-6 мин бега), от тренированности. Чем лучше тренирован человек, тем позже возникает это состояние и протекает менее тяжело (почти незаметно). Преодоление этого состояния требует значительного волевого усилия. В процессе проведения учебных и тренировочных занятий необходимо приучать преодолевать это неприятное ощущение, возникающее при кислородной недостаточности и накоплении продуктов кислотно-щелочного распада при обмене веществ. Наступлению «второго дыхания» способствуют усиленные дыхательные упражнения, глубокие выдохи, освобождающие организм от накопившейся углекислоты, что способствует наступлению кислотно-щелочного баланса в организме. Преодолеть состояние «мертвой точки» можно, если снизить интенсивность физической нагрузки, но это нежелательно, т. к. не будет адаптации организма к такого рода деятельности. 
При занятиях физическими упражнениями могут возникнуть отклонения в деятельности сердца – учащенное сердцебиение. Оно может быть следствием стенокардии, ссоры, неурядицы в быту, семье, боязни, страха, дистрофий миокарда. Возникновение болей – сигнал опасности. 
Существует состояние, называемое гравитационным шоком. Часто возникает при внезапной остановке после относительно интенсивного бега (чаще после финиша). В связи с прекращением действия «мышечного насоса» большая масса крови застаивается в раскрытых капиллярах и венах мышц нижних конечностей на периферии. Возникает анемия (обескровливание) мозга, недостаточное снабжение его кислородом. Появляется резкое побледнение, слабость, головокружение, тошнота, потеря сознания, исчезновение пульса. Пострадавшего необходимо уложить на спину, поднять вверх ноги (выше головы), обеспечив отток венозной крови к сердцу, улучшив снабжение головного мозга кислородом. Поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, для раздражения рецепторов. Основная профилактика гравитационного шока – исключение внезапной остановки, постепенное замедление бега. 
Гипогликемическое состояние – следствие недостаточного количества в организме сахара, нарушение углеводного обмена в результате длительной физической нагрузки (марафон, плавание на длительные дистанции, лыжи). Ощущается сильный голод, головокружение, иногда потеря сознания. Профилактика: сахар до начала работы или специальные питательные смеси. 
Солнечный и тепловой удары – возникают при длительной работе под действием солнечных лучей на обнаженную голову или тело. Тепловой удар – остро развивающееся болезненное состояние, обусловленное перегреванием организма. Основные признаки: усталость, головная боль, слабость, боли в ногах, спине, тошнота, шум в ушах, повышение температуры, потемнение в глазах, ухудшение дыхания (прерывистое), потеря сознания. 
Первая помощь: пострадавшего в прохладное место, снять одежду, приподнять голову, охладить область сердца (холодный компресс), напоить. Дать понюхать нашатырный спирт, сердечные средства. При нарушении дыхания – сделать искусственное дыхание. 


























Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы 
1. Виды физической активности, приемлемые для молодежи. Факторы, определяющие здоровый образ жизни. 
2. Двигательная активность как основной фактор развития организма человека. Уровни активности. 
3. Гипокинезия. Понятие, влияние на организм человека. 
4. Гиподинамия. Понятие, влияние на организм человека. 
5. Роль двигательной активности в вузе. «Инерционные весы». 
6. Усталость. Понятие, признаки, борьба с усталостью. 
7. Физическая работоспособность. Понятие, факторы, влияющие на физическую работоспособность. 
8. Физическое состояние. Понятие, признаки. 
9. Методы повышения физической работоспособности. 
10. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность. 
11. Утомление, внешние признаки утомления. Виды умственного труда. 
12. Переутомление, понятие, признаки. 
13. Перенапряжение, понятие. Перетренированность, признаки. 
14. Влияние двигательной активности на умственную деятельность. 
15. Внешние признаки утомления при физическом и умственном труде. 
16. Врачебный контроль, его содержание, задачи, формы. 
17. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. 
18. Самоконтроль, значение самоконтроля. 
19. Субъективные показатели самоконтроля. 
20. Объективные показатели самоконтроля. 
21. Какие показатели самоконтроля характеризуют хорошее состояние здоровья. 
22. Восстановительные мероприятия в процессе тренировки, их значение. 
23. Формы восстановительных мероприятий. 
24. Восстановительные мероприятия как средства профилактики травм и заболеваний. 
25. Виды массажа и их влияние на организм человека. 
26. Утомление, методы борьбы с утомлением. 
27. Классификация массажа, возникновение и развитие. 
28. Спортивный массаж. Общие сведения, сущность механизма. 
29. Профилактика спортивного травматизма и заболеваний. Причины, задачи. 
30. Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов. 








































ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Эффективность лекций во многом зависит от профессионально-педагогической и прикладной направленности содержания теоретических материалов по соответствующим темам. Например, в процессе чтения лекции «Режим двигательной активности и работоспособность» обращается внимание на прямую зависимость производительности труда от занятий физическими упражнениями. Подчеркивается ее значительный социальный и экономический эффекты. 
Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, понимание теоретических основ данной дисциплины являются основными задачами кафедры физвоспитания. 
Не следует забывать, что в зачетные требования по предмету «Физическая культура» входят помимо выполненных каждым студентом нормативов физической подготовленности, по которым оцениваются практические умения и навыки, а также контроль уровня теоретических знаний, полученных на лекционных и учебно-методических занятиях. 
В конце каждого семестра преподавателям по физической культуре необходимо проводить контроль знаний с помощью предложенных вопросов к зачету. 
Итоговый контроль (зачет) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений. 





ЛИТЕРАТУРА 

1. Акишин Б.А. Физкультура – самостоятельно: учебное пособие. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2002. – 156с. 
2. Белкина Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студентов вуза // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 2. – С. 7-11. 
3. Бердников И.Г. и др. Массовая физическая культура в вузе: учебное пособие // под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с. 
4. Вучева В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 7. – С. 24-29. 
5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность // Теория и практика физической культуры. - № 7. – 2007. – С. 15-19. 
6. Грачев О.К. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 464 с. 
7. Иванова С.Ю., Игонина Т.Б. Организация работы по формированию потребности студентов вуза в здоровом образе жизни // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 3. – С. 17. 
8. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: учебник. – М.: Гардарика, 1999. – 448 с. 
9. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 35 с. 


Учебно-методическое пособие 




О.О. Бриллиантова 





ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА 





Подписано в печать 20.01.11. 
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. 
Тираж 100 экз. Заказ № 311 







Редакционно-издательский отдел 
Кубанский государственный университет 
физической культуры, спорта и туризма 
350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161