3 курс

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 



О.О. БРИЛЛИАНТОВА 



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА 



Учебно-методическое пособие 





Краснодар 
2011 
УДК 796.01(072) 
ББК 75 
Б – 87 


Рецензент: В.А. Баландин – доктор педагогических наук, профессор 




Бриллиантова О.О. 
Б – 87 Теоретический раздел учебно-методической программы дисциплины 
«Физическая культура» для студентов III курса [текст]: учеб.-метод. 
пособие. – Краснодар: КГУФКСТ, 2011. – 44 с. 



Учебно-методическое пособие включает в себя материалы 
лекций теоретического раздела программы дисциплины «Физическая 
культура» и вопросы к зачету для студентов третьего курса. 


Пособие предназначено для преподавателей физического 
воспитания, педагогических работников, осуществляющих 
теоретическую работу со студентами высших учебных заведений. 






УДК 796.01(072) 
ББК 75 

© КГУФКСТ, 2011 
© Бриллиантова О.О., 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр. 
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………….… 4 
Лекция 1. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ…. 
1.1. Показатели физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности……………………………………… 
1.2. Оценка физического развития, функциональной и физической подготовленности…………………………………………………….. 

Лекция 2. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ………………………………………………... 
2.1. Закономерности построения процесса физической подготовки….. 
2.2. Основные стороны спортивной подготовки………………………... 
2.3. Особенности планирования периодов тренировок………………… 
2.4. Организация занятий…………………………………………………. 

Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы……………. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..




10 


18 
18 
30 
36 
38 

40 
42 
43 


































ВВЕДЕНИЕ 


Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть гуманитарного образования. Она выступают качественной и результативной мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материальным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей. 
Целью физкультурного образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры, входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе. 
Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе практического обучения на учебных занятиях. 






ЛЕКЦИЯ 1 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ 

1.1. Показатели физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности 

Физическое развитие (ФР) – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями ФР. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество ФР влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание. 
Исследования ФР проводятся с использованием антропометрических методик: 
1. Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки. 
2. Физиометрических – жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, становая сила. 
ЖЕЛ – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ является показателем подвижности легких и грудной клетки, сильно зависит от роста, возраста и пола. ЖЕЛ измеряется в положении стоя прибором спирометром ССП. Перед замером рекомендуется отдых в течение 3-5 мин. После максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и делать равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из двух-трех измерений с паузами 15-20 с фиксируют наибольший результат. 
3. Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д. 
Физическая подготовленность (ФП) – результат физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет ФП человека. 
Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств: 
1. Скоростных (бег на 30 или 100 м). 
2. Координационных (бег 3х10 м, прыжки через скакалку). 
3. Скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 с). 
4. Силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине), 
5. Выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м). 
6. Гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность к гибкости в позвоночном столбе). 
Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года. 
Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий. С их помощью осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе, пробе Штанге и др. 
ЧСС измеряется за 15 с и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер ЧСС рекомендуется делать за 1 мин. ЧСС в покое измеряется после 5-7 мин отдыха лежа на спине или сидя. Исходное положение для замера ЧСС стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. ЧСС после 30 приседаний за 30 с измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер ЧСС выполняется после 1 мин восстановления. 
АД измеряется тонометром по методу Н.С. Короткова на правой руке в положении сидя после 5-10 мин отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому. 
ЧД подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным. Для подсчета ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. 
Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) измеряют после 3-5 мин отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном 4-м вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Для определения времени задержки дыхания на выдохе (проба Генча) технология замера аналогичная. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5-7 мин. 
По результатам фактических измерений в соответствии с методикой выполняется расчет индивидуальных показателей ФР, ФП и ФункцП каждого человека. 
По формулам рассчитываются количественные показатели ФП как по каждому тестируемому физическому качеству, так и по общему уровню ФП. 
Существенные расчетные формулы показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности представлены в таблице 1. 



Таблица 1 
Расчетные формулы, краткие пояснения 
№ 
п/п Формулы Пояснения 
1 2 3 
Показатели физического развития 
1 Расчет массы тела 
Ррасч1 = L – 100 для роста 150-165 см 
Ррасч1 = L – 105 для роста 165-175 см 
Ррасч1 = L – 110 для роста 175-185 см В зависимости от роста 
Формула ростового индекса Брока – Бругше 

Ррасч2 = L – {100 – [(L – 150)/4]} Формула Лоренца для расчета идеальной массы тела 
Ррасч3 = 50 + 0,75 (L – 150) + 0,25 (W – 21) (муж.) 
Ррасч3 = 50 + 0,34 (L – 150) +0,2 (W – 21) (жен.)


Ррасч4 = 0,375L 
Ррасч5 = 0,39L 
Ррасч6 = 0,41L (муж.) 



Ррасч4 = 0,325L 
Ррасч5 = 0,34L 
Ррасч6 = 0,355L (жен.) 

В зависимости от роста, пола, строения грудной клетки 
астеники 
нормостеники 
гиперстеники 
2 Расчет весоростового индекса 
ИВР = Р / L Характеризуют ФР и наличие избыточного веса либо дефицит массы 
3 Расчет индекса Кетле, или индекса массы тела 
Ик = Р / L 2
4 Расчет индекса Пинье 
Ип = L (Р + ОГК) Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения 
5 Расчет индекса пропорциональности 
Ипр = [(Lстоя – Lсидя) / Lсидя] х 100% Характеризует малую либо большую длину ног 
6 Расчет должной жизненной емкости легких 
ДЖЕЛрасч1 = 25L
В зависимости от роста 
ДЖЕЛрасч2 = 40L + 30Р – 4400 (муж.) 
ДЖЕЛрасч2 = 40L + 10Р – 3800 (жен.) В зависимости от роста, массы тела и пола 
ДЖЕЛрасч3 = (27,63 – 0,122W)L (муж.) 
ДЖЕЛрасч3 = (21,78 – 0,10W)L (жен.) В зависимости от роста, возраста и пола 
ДЖЕЛрасч4 = 63Р (муж.) не занимающиеся ФКиС 
ДЖЕЛрасч4 = 55Р (жен.) не занимающиеся ФКиС 
ДЖЕЛрасч4 = 70Р (муж.) занимающиеся ФКиС 
ДЖЕЛрасч4 = 60Р (жен.) занимающиеся ФКиС В зависимости от пола, массы тела и интенсивности физкультурно-спортивных занятий 
7 Расчет жизненного индекса 
Иж = ЖЕЛ / Р Характеризует мощность аппарата внешнего дыхания 
8 Расчет индекса Эрисмана 
Иэ = ОГКв покое – L/2 Характеризует развитие грудной клетки 
9 Расчет экскурсии грудной клетки 
ЭГК = ОГКна вдохе – ОГКна выдохе Характеризует развитие органов дыхания 
10 Расчет индекса силы кисти 
Иск = (СК / Р) х 100% Характеризует силу кисти 
11 Расчет индекса становой силы 
Исс = (СС / Р) х 100% Характеризует развитие мышц спины 
Показатели функциональной подготовленности 
1 Расчет артериального давления АD (СД и ДД) 
СД = 1,7W + 83 (для возраста 7-20 лет) СД и ДД в зависимости от возраста 
1 2 3 
ДД = 1,6W + 42 (для возраста 7-20 лет) 
СД = 0,4W + 109 (для возраста 20-80 лет) 
ДД = 0,3W + 63 (для возраста 20-80 лет) 
ПД = СД – ДД 
2 Расчет ортостатической пробы 
ЧССв покое лежа – ЧСС в покое стоя Определяет состояние механизма регуляции ССС 
3 Расчет коэффициента выносливости 
КВ = 10ЧСС / ПД Формула Кваса характеризует работу ССС 
4 Расчет индекса Кердо 
Икердо = ДД / ЧСС Характеризует состояние вегетативной нервной системы, регулирующей ССС 
5 Расчет индекса Руффье 
Ир = 0,1 (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3 – 200), где 
ЧСС1 – пульс в покое, 
ЧСС2 – после нагрузки, 
ЧСС3 – после 1 мин восстановления Функциональная оценка физической работоспособности 
6 Расчет индекса Скибински 
Ис = ЖЕЛ tз.дых.на вдохе / 100ЧСС4, где 
ЧСС4 – пульс после задержки дыхания на вдохе Оценка сердечно-сосудистой и дыхательной систем 
7 Расчет уровня функционального состояния 
УФС = {700 – 3ЧСС – 2,5 [ДД + 0,33(СД – ДД)] – 
- 2,7W + 0,28Р}/(350 – 2,6W + 0,21L) Оценка адаптационных возможностей организма 
8 Расчет адаптационного потенциала 
АП = 0,011ЧСС + 0,014СД + 0,008ДД + 0,0014W + 
+ 0,009Р – 0,009L – 0,27 Оценка компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания системы кровообращения 
9 Расчет индекса функциональных изменений 
ИФИ = 0,08W – 0,06П + 0,006ИВР + 0,002ЧСС + 
+ 0,012СД + 0,3ЭКГ + 0,62БКГ – 1,47, где 
П – пол (муж. = 1, жен. = 2) 
ЭКГ и БКГ – степень изменения в баллах 
(1 – норма, 2 – умеренные изменения, 
3 – выраженные изменения, 4 – резкие и клинически значимые изменения) По величине ИФИ оценивается уровень напряжения регуляторных систем 
10 Расчет индекса Кверга 
Икверга = 15000 / (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3), где 
ЧСС1 – пульс в положении сидя сразу после нагрузки за 30 с, 
ЧСС2 – через 2 мин, 
ЧСС3 – через 4 мин Характеризует физическое состояние организма после действия комплекса нагрузок: 
- 30 приседаний за 30 с; 
- бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с; 
- 3-х мин бег на месте с частотой 150 шагов в мин; 
- прыжки со скакалкой в теч. 1 мин 
Показатели физической подготовленности 
1 Расчет количественных характеристик физических качеств 
Г = (Р – НВП) / НВП, где 
Р – фактический результат, 
НВП – норма возрастно-половая 
Б = (НВП – Р) / НВП
Формула пригодна для расчета различных видов физической активности, кроме бега 

Формула для бега 
1 2 3 
2 Расчет ОУФП 

∑ (физических качеств) / n 
1 Общий уровень ФП равен отношению суммы всех расчетных значений видов физической активности к их количеству n 
3 Расчет рейтинговых значений ФП каждого протестированного, группы, класса, курса осуществляется по трехуровневой шкале 

∑ (результатов ниже среднего и низких) 


∑ (результатов средних, соответствующих норме) 


∑ (результатов выше среднего и высоких) 
1

m – количество тестируемых 

Элементарный уровень 

Базовый уровень 

Инновационный уровень 

Периодическое отслеживание в мониторинге параметров ФР, ФП и ФункцП позволяет принимать обоснованные управленческие решения, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

1.2. Оценка физического развития, функциональной и физической подготовленности 

В процессе занятий физическими упражнениями, участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях рекомендуется преподавателям-тренерам, инструкторам по спорту и самим занимающимся периодически оценивать уровень своего физического развития и подготовленности (табл. 2-16). 
Таблица 2 
Оценка весоростового индекса 

Результат Оценка 
дети 
до 12 лет подростки 
13-17 лет муж. жен.
менее 0,2 
0,2-0,3 
более 0,3 менее 0,3 
0,3-0,4 
более 0,4 менее 0,35 
0,35-0,4 
более 0,4 менее 0,325 
0,325-0,375 
более 0,375 дефицит массы тела 
норма 
избыток массы тела 

Значение индекса Пинье менее 10 характеризует крепкое, а менее 20 – хорошее телосложение человека. У детей эти показатели выше. Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. 
Таблица 3 
Оценка индекса массы тела (Кетле) 

Результат Оценка 
менее 20 
20-24,9 
25-25,9 
30-39,9 
Более 40 дефицит массы тела 
норма 
избыток 
ожирение 
риск велик 

Отрицательное значение индекса Эрисмана указывает на недостаточное развитие грудной клетки. Это бывает, как правило, у людей худых, высоких, недостаточно физически развитых. Физическая нагрузка вызывает увеличение размеров грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, т. к. потребление кислорода работающими мышцами увеличивается и функция органов дыхания возрастает. Значение индекса Эрисмана от 1 до 5 – среднее развитие, более 5 – хорошее развитие. 
Экскурсия грудной клетки характеризует развитие органов дыхания. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8-10 см. 
Таблица 4 
Оценка индекса пропорциональности 

Результат Оценка 
менее 87 
87-92 
более 92 малая длина ног 
пропорциональное телосложение 
большая длина ног 

Таблица 5 
Оценка ЖЕЛ 

Группа тестируемых Результат (л) 
здоровые, нетренированные, молодые 
мужчины 
женщины
3,5-4,5 
2,5-3,5 
спортсмены 
мужчины 
женщины
4,7-5 и более 
3,5-4 и более 

Показатель ЖЕЛ отражает функциональные возможности системы дыхания. Рост ЖЕЛ после занятий физической культурой и спортом свидетельствует об эффективности занятий. После 40 лет из-за уменьшения эластичности легких и грудной клетки ЖЕЛ снижается. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже должной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическая, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-65% – значительно сниженная, 49% и менее – резко сниженная, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. 
Таблица 6 
Оценка жизненного индекса в возрастном интервале до 35 лет 

Результат Пол Оценка Примечание 
60-65 
55-60 муж. 
жен. хорошо для лиц, не занимающихся ФК и С 
65-75 
60-70 муж. 
жен. хорошо для лиц, занимающихся ФК и С 
менее 55 
менее 50 муж. 
жен. плохо у Вас либо избыточный вес, 
либо недостаточная ЖЕЛ 

Индекс силы кисти у мужчин в среднем составляет 65-80%, у женщин – 45-50%. 
Таблица 7 
Оценка индекса становой силы 

Результат Оценка 
менее 175 
175-190 
190-210 
210-225 
более 225 малая сила мышц спины 
ниже средней 
средняя 
выше средней 
большая сила мышц спины 

ЧСС у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах 60-89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 уд./мин, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин больше, чем у мужчин того же возраста. У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Частота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью физической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замером в покое, отражает нормальный уровень нагрузки, меньшее свидетельствует о слабой физической нагрузке. Оптимальная интенсивность физической нагрузки определяется изменением ЧСС за 1 минуту с последующим использованием формулы: 180 – возраст. Люди, занимающиеся спортом, за счет систематической тренировки добиваются меньшего увеличения ЧСС. 
Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца, а также почечной патологии. Если АД выше АДрасч (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД). 
ЧД увеличивается в зависимости от мощности физической нагрузки и может достигать 60 и более вдохов-выдохов в минуту. Нормальной реакцией на умеренную физическую нагрузку считается ЧД до 35 вдохов-выдохов в минуту. ЧД в покое составляет 14-18 вдохов-выдохов в минуту, что примерно в 4 раза реже частоты пульса. ЧД у спортсменов – 10-16 вдохов-выдохов в минуту. 
Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания и кровообращения. 
Таблица 8 
Оценка пробы Штанге 

Группа тестируемых Оценка Результат (с) 
здоровые нетренированные люди 
спортсмены норма 
норма 45-55 
60-90 и более 

Если проба Генча проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5-7 мин. 


Таблица 9 
Оценка пробы Генча 

Группа тестируемых Оценка Результат (с) 
здоровые нетренированные люди 
спортсмены норма 
норма 25-30 с 
40-60 с и более 

Таблица10 
Оценка индекса Скибински для учащихся 

Результат Оценка 
более 60 
60-31 
30-11 
10-5 
менее 5 отлично 
хорошо 
удовлетворительно 
неудовлетворительно 
очень плохо 

Таблица 11 
Оценка индекса Руффье для учащихся 

Результат Оценка 
0-5 
6-10 
11-15 
более 15 отлично 
хорошо 
удовлетворительно 
неудовлетворительно 

Таблица 12 
Оценка уровня функционального состояния 

Результат Оценка 
0,826 и более 
0,676-0,825 
0,526-0,675 
0,376-0,525 
0,225-0,375 высокий 
выше среднего 
средний 
ниже среднего 
низкий 

Таблица 13 
Оценка адаптационного потенциала (АП) 
и индекса функциональных изменений (ИФИ) 

Значения 
АП, ИФИ Оценка Рекомендации 
до 2,10 

2,11-3,20 
3,21-4,30 
более 4,30 нормальная (удовлетворительная) 
адаптация 
напряжение механизмов адаптации 
неудовлетворительная адаптация 
срыв адаптации занятия без ограничений 

занятия по спец. программе 
занятия строго ограничены 
занятия ЛФК 

АП и ИФИ являются показателями, обусловливающими взаимосвязь двух противоположных понятий «здоровье» и «болезнь». Здоровый человек должен быть максимально адаптирован к окружающей среде, и, наоборот, конкретным выражением морфофункциональных изменений при болезни будет дезадаптация. Вывод о том, что адаптационные возможности организма определяют меру индивидуального здоровья, является общепризнанным. По величине ИФИ оценивается уровень напряжения регуляторных систем. Чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значения АП и ИФИ. 
Таблица 14 
Оценка ортостатической пробы 

Результат Оценка 
менее 10 
менее 15 
менее20 
более 20 отлично 
хорошо 
удовлетворительно 
неудовлетворительно 

Результат пробы более 20 свидетельствует о нарушении работы сердца из-за переутомления или заболевания.
Коэффициент выносливости представляет собой интегральную величину, объединяющую ЧСС, СД и ДД. В норме КВ равен 16. Увеличение его указывает на ослабление деятельности ССС, уменьшение – на усиление деятельности ССС. По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. 
Индекс Кердо у здоровых людей равен единице. При нарушении нервной регуляции ССС индекс Кердо становится больше либо меньше единицы. 
Таблица 15 
Оценка индекса Кверга 

Результат Оценка 
105 и более 
99-104 
93-98 
92 и менее отлично 
хорошо 
удовлетворительно 
неудовлетворительно 

Говоря о таком показателе физической подготовленности, как гибкость, следует отметить, что гибкость достаточно стабильна у лиц мужского пола с 9-10 до 19 лет, а потом постепенно начинает ухудшаться; у лиц женского пола заметное ухудшение гибкости отмечается гораздо позднее – после 40 лет. Другие показатели ФП оцениваются по табл. 16. 

Таблица 16 
Нормы для оценки физической подготовленности студентов 


Тест Женщины Мужчины 
Оценка в баллах 
5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 
Бег на 100 м (с) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 13,2 13,6 14,0 14,2 14,6 
Бег на 2000 м 
(мин, с) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.15 – – – – – 
Бег на 3000 м 
(мин, с) – – – – – 12.10 12.35 13.10 13.50 14.00 
Подъем 
туловища (раз) 60 50 40 30 20 – – – – – 
Подтягивание на перекладине (раз) – – – – – 15 12 9 7 5 
Отжимание в 
упоре лежа (раз) 16 12 9 6 4 – – – – – 
Отжимание 
на брусьях (раз) – – – – – 15 12 9 7 5 
Прыжок в длину 
с места (см) 190 180 168 160 150 250 240 230 223 215 

Вся исходная информация, содержащая три группы рассчитанных параметров ФР, ФП и ФункцП, используя компьютер, позволяет комплексно оценить состояние показателей здоровья тестируемых, тем самым освободить преподавателя физической культуры от трудоемкой работы по многократному составлению списков и паспортов здоровья всех тестируемых, а также от всех расчетных операций. Использование компьютера для обработки данных по оценке ФР, ФП и ФункцП позволяет принимать обоснованные решения по корректировке учебного процесса, оценке эффективности труда преподавателя физической культуры. 
Компьютерная обработка результатов фактических измерений использует унифицированную программу Excel и унифицированную программу базы данных Access, с помощью которых обеспечивается групповая карта тестирования показателей здоровья. 


























ЛЕКЦИЯ 2 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 

2.1. Закономерности построения процесса физической подготовки 

Современную физическую подготовку (ФП) следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень имеет свою структуру и свои специфические особенности (табл. 1). 
Таблица 1 
Характеристика различных уровней физической подготовки 
№ 
п/п Уровни физической подготовки Возра-стной диапа-зон Основные задачи 
подготовки Характерные организационно-методические особенности подготовки 
1 2 3 4 5 
1 Кондицион-ная физическая подготовка (ОФП) 16-75 лет Развитие функциональных возможностей организма до уровня, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья; 
развитие физических качеств; улучшение физического развития и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности Самостоятельные занятия во внерабочее время; комплексное построение занятий; непредельные объемы нагрузок; регламентация времени для занятий ФП режимом профессиональной деятельности и социально-бытовыми условиями 




1 Профессио- 
нально- 
прикладная 
физическая 
подготовка 
(ППФП) 
2 16-60 лет 




3 Развитие и постоянное совершенствование физических качеств; формирование и совершенствование двигательных умений и 
4 Специально-организованная физическая подготовка в служебное время; преимущественно 


навыков, определяющих эффективность профессиональной деятельности; улучшение физического развития; укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды; участие в контрольных проверках физической подготовленности и в массовых соревнованиях по прикладным видам спорта комплексное построение занятий; непредельные объемы нагрузок 
3 Спортивно-прикладная подготовка (СПП) 16-40 
лет Совершенствование физических качеств и профессионально-прикладных двигательных навыков; подготовка к деятельности в экстремальных условиях; подготовка и участие в соревнованиях по прикладным видам спорта Специально-организованная подготовка по прикладным видам спорта; увеличение объемов специфических тренировочных нагрузок; регламентация времени для занятий ФП режимом профессиональной деятельности и социально-бытовыми условиями 
4 Спортивная тренировка (СТ) 16-35 лет Специализация в каком-либо виде спорта; подготовка и участие в соревнованиях Построение процесса ФП на основе принципов спортивной тренировки; освоение предельных объемов тренировочных нагрузок; подчинение режимов труда и быта задачам спортивной подготовки 
Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. 
Одним из важнейших условий осуществления ФП является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. 
Построение занятий по ФП основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки: 
1. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. 
2. Принцип систематичности и последовательности тренировочных нагрузок. 
3. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок. 
4. Принцип волнообразности динамики нагрузок. 
5. Принцип цикличности построения процесса ФП. 
6. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок. 
Принцип единства общей и специальной физической подготовки отражает органическую связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности. Для предупреждения развития негативных явлений необходима общая физическая подготовленность (ОФП). 
Физическая подготовка – процесс, направленный на всестороннее развитие организма человека, укрепление его здоровья, развитие физических качеств, позволяет предупредить заболевания и травмы, отклонения в физическом состоянии и развитии, уменьшает снижение работоспособности, ускоряет восстановление затраченной нервной и мышечной энергии. 
В качестве средств ОФП почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, обще развивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким образом, в процессе ОФП необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности. 
Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения в избранном виде спорта. 
Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. 
Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо обще развивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта. Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса. На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта. Использование средств ОФП для разносторонней подготовки необходимо и спортсменам высокого класса. 
В принципе систематичности и последовательности отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Очевидно, что эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса. 
На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся. Последовательность занятий разной направленности может иметь много вариантов. Систематическое использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность получения травм. 
Принцип постепенности предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий (упражнений), планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма. Постепенность увеличения нагрузок является гарантом развития тренированности. Постепенность усложнения отражается в динамике физических нагрузок. Постепенность может проявляться и в регулярной смене самого состава упражнений и условий их выполнения. Изменение параметров нагрузки при выполнении упражнений приводит к появлению волнообразности их динамики. 
Волнообразность динамики объемов и интенсивности тренировочных нагрузок – характерная черта процесса физической подготовки. В любом случае состоит в том, что после периода наращивания нагрузки следует период ее снижения. Эта закономерность связана с особенностями адаптации организма человека к любым физическим воздействиям. Повышение работоспособности возможно лишь после применения достаточно длительной серии физических нагрузок. Такой процесс характеризуется напряжением функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность. Но непрерывно и длительно находиться в таком состоянии организм не может, так как это может привести к перенапряжению организма и к адаптационному срыву. Поэтому необходимо периодически уменьшать нагрузку, снижая ее объем и интенсивность, меняя направленность. Выполнение данных требований и приводит к появлению волнообразности в динамике тренировочных нагрузок. 
Методически правильно организованный процесс физического воспитания так же, как и спортивной тренировки, характеризуется определенной упорядоченностью своей структуры, что выражается во многоуровневой цикличности системы тренировочных воздействий. 
Цикличность проявляется в определенной ритмичности процессов жизнедеятельности – свойство всех живых организмов. Ритмичность функционирования систем организма определяется тем, что ни одна биологическая система не способна все время работать на пределе своих возможностей – такой режим может привести лишь к ее повреждению, адаптационному срыву и, в крайнем случае, к последующей гибели организма. После каждого периода напряжения системы необходим период снижения уровня ее функционирования. Цикличность характерна и для отдельных занятий, в процессе которых организму с определенной периодичностью задается нагрузка и отдых. Для упорядоченной совокупности занятий используют циклы малые, средние и большие. Элементарными звеньями, из множества которых состоит вся подготовка в циклах, безусловно, являются отдельные тренировочные занятия. Микроциклы – это элементарные, относительно законченные, повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Для самостоятельной подготовки наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя (недельный цикл). 
На занятиях по физическому воспитанию при выполнении физических упражнений необходимо учитывать возрастную динамику физической работоспособности. Обычно, до 18-25 лет, наблюдается прирост показателей силы, быстроты и выносливости под влиянием направленных физических нагрузок, а затем – постепенное их снижение (принцип аккумулятора). 
С возрастом должны вводиться ограничения на упражнения скоростно-силового характера, на скоростную и гликолитическую выносливость, с проявлением максимальной силы, с большими и предельными отягощениями. Упражнения на аэробную выносливость, на гибкость, спортивные и подвижные игры связаны с меньшим риском повреждения организма, а значит, и с меньшими ограничениями, и применимы практически в любом возрасте. 
Физическая подготовка в возрасте от 18 до 35 лет связана с высоким проявлением физических способностей и может строиться по типу спортивной тренировки с углубленной специализацией в каком-либо виде спорта. 
По мере нарастания возрастных изменений функциональных возможностей организма человека, снижения его адаптационных резервов, преобладающим направлением в физической подготовке становится поддержание достигнутого уровня работоспособности, сохранения здоровья средствами физической культуры – физическими упражнениями. 
Спортивная тренировка (СТ) – это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. СТ организуется в рамках системного использования физических упражнений и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. 
Тренированность – это мера приспособления организма к конкретной работе. СТ может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. 
Подготовка – понятие более широкое, чем тренировка, поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т. д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям. 
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем, развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность). 
Комплекс средств СТ составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства. 
Физические упражнения – это двигательные действия, основное и специфическое средство СТ. В практике спорта обще подготовительные упражнения применяются для развития и совершенствования всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). 
Эффективность СТ в немалой степени зависит от использования технических средств и тренажерных устройств. По назначению их условно можно разделить на следующие группы: 
1. Технические средства по получению «срочной информации» о выполненных действиях (о скорости, темпе, величине усилий и ритме движений). 
2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена, т. е. устройств, позволяющих задавать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность) или внутреннюю (ЧСС) величину нагрузки, либо устройств, моделирующих игровые и боевые ситуации, в спортивных играх и единоборствах. 
3. Тренажерные устройства, предназначенные для: 
• разучивания и совершенствования техники движений; 
• совершенствования СФП близкой к соревновательной. 
Технические и тренажерные устройства позволяют разнообразить учебно-тренировочный процесс. 
Методы спортивной тренировки 
Метод – способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности. 
Основные методы СТ можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, вес эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами. 
Словесный метод – с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше. 
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы: 
1. Методы непосредственной наглядности – показ техники физических упражнений. 
2. Методы опосредованной наглядности – показ плакатов, рисунков, схем и других пособий. 
Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы: 
1. Метод строго регламентированного упражнения (метод целостного или расчлененного упражнения; методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.). 
2. Метод относительно нерегламентированного упражнения (игровой и соревновательный методы). 
Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т. е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу). 
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок). 
Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т. д. 
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т. п. 
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность. 
Интервальный метод внешне похож на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС = 120-140 уд/сек, т. е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30. 
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод – один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода – ограниченные возможности дозировки нагрузки, как по направленности, так и по степени воздействия. 
Соревновательный метод – один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера. Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена. 
Итак, задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются: 
• в улучшении физического развития и укрепления здоровья спортсмена (обеспечение физической подготовленности); 
• в овладении техникой спортивных и других физических упражнений (обеспечение технической подготовленности); 
• в овладении спортивной тактикой (обеспечение тактической подготовленности); 
• в повышении интеллектуальной подготовки, в расширении круга знаний о спорте (обеспечение теоретической подготовленности); 
• в формировании таких важных качеств как целеустремленность, смелость, упорство, готовность к риску; 
• в воспитании привычки к здоровому образу жизни. 
Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается в процессе соответствующей подготовки, в каждом большом (годичном) цикле тренировки. С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков. 
С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием. 
Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др. 
Стабильность спортивной формы – способность спортсмена показывать в течение определенного времени относительно высокие результаты Стабильность характеризует спортивную форму во времени. Состояние спортивной формы отличается от состояния высокой тренированности. Это означает, что спортсмен, находящийся в спортивной форме, обладает повышенной реактивностью и даже на стандартную нагрузку даст большую, а не меньшую реакцию вегетативной системы. 
Спортивная форма должна быть приобретена к началу соревновательного периода, повышаться на протяжении всего его периода и достигать наивысшего уровня к главному соревнованию. Хорошая спортивная форма и высокое достижение обычно совпадают. Несовпадение спортивной формы и спортивного результата может быть при плохих метеорологических условиях, неправильном предсоревновательном режиме и других случайных причинах. Как показывает опыт ведущих спортсменов состояние высшей спортивной формы можно сохранять 2-4 месяца и более. 
В течение сезона спортсмен может несколько раз входить и выходить из спортивной формы. Это свойственно не только большим мастерам, но и спортсменам-разрядникам. Спортивная форма определяется двумя сторонами ее подготовленности, из которых одна очень стабильна, а вторая – весьма изменчива. Первая сторона – это состояние внутренних органов и систем организма, которые мало изменяются под влиянием тренировок и даже при отсутствии тренировочных занятий в течение нескольких недель. Вторая сторона – работоспособность ЦПС, которая изменяется под воздействием внешней среды очень быстро, иногда даже в течение дня. Работоспособность нервных центров повышается в результате тренировок. 
Спортсмен приобретает лучшую спортивную форму тогда, когда две эти стороны находятся на высоком уровне и может сохранить ее долго, если интервалы между соревнованиями будут достаточно велики. 

2.2. Основные стороны спортивной подготовки 

Техническая подготовка 
Техническая подготовка спортсмена – процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта. Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике. 
Как алгоритм движения спортивная техника присутствует в индивидуальном двигательном действии, т. е. соответствующая общая спортивная техника составляет основу индивидуальной формы движения, однако не идентична ей. 
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка – на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. 
Иногда под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата. 
Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Техническая подготовка связана с формированием у спортсменов двигательных навыков и умений, а также соответствующих специальных знаний. Совершенствование спортивной техники осуществляется в течение всей многолетней подготовки спортсменов, которая направлена на повышение технического мастерства, под которым следует понимать совершенное владение наиболее рациональной техникой движения в условиях обостренной спортивной борьбы. 
Тактическая подготовка 
Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики. 
Тактика – раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы. Тактика самый динамичный элемент игровой деятельности. В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека. Слово «тактика» произошло от древнегреческого слова, означавшего «приведение в порядок». 
Под тактической подготовкой понимают специфический, общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества, технические умения и навыки. К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и проявлением уровня ей физических качеств. 
Под способом тактики понимают определенные организованные действия спортсмена и команды, выражающиеся в применении различных систем, комбинаций и приемов (контрприемов). 
Форма тактики – это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (в спортивных играх – быстрый прорыв, позиционное нападение) или защиты. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика – умышленное предоставление инициативы противнику (бег «из-за спины»). Активная тактика – это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком). 
Тактическая подготовка сводится к планомерному, систематическому и рациональному использованию техники для решения конкретных спортивных задач. Обучение спортивной тактике следует вести в органической связи с овладением техникой спортивного упражнения. Путь к этому – постоянное усложнение ситуаций, характерных для избранного вида спорта, развитые способности действовать осознанно в самых сложных условиях спортивной борьбы, сохраняя контроль за выполняемыми движениями. 

Морально-волевая подготовка (нравственная) 
Физическая культура и спорт имеют большие возможности для осуществления нравственного воспитания. Мораль, нравственность – это совокупность норм и правил поведения, их проявления в поступках и деятельности человека. В воспитательной работе со студентами-спортсменами необходимо умело сочетать задачи воспитания с задачами, вытекающими из специфики спортивной деятельности. 
Недостаточное внимание к вопросам морального воспитания на занятиях физической культурой и спортом может способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство и т. д.). Необходимо с детства воспитывать любовь и уважение к людям, спорту, чувство спортивной чести, стремление к совершенствованию мастерства, не из-за наград или материального поощрения. Одним из важных аспектов нравственного воспитания является формирование нравственного сознания. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека и спортсмена в том числе. 
Наряду с формированием нравственного сознания в процессе воспитательной работы большую роль играет воспитание у спортсменов нравственных чувств. Нравственные чувства – это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. При этом важной задачей является воспитание морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, коллективизма, чувства долга и чести, ответственности перед командой, коллективом. 
Учебно-тренировочный процесс является средством воспитания через постепенное и последовательное преодоление трудностей. При выборе средств и методов нравственного воспитания необходимо учитывать особенности психики, склонности и интересы. Необходимо, чтобы разъяснения и убеждения были доходчивыми и побуждали обучающихся к самоанализу своих действий и поступков. 
Под волей понимают сложное психическое явление или психическую деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями и телом для достижения поставленной цели. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей. Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. 
Субъективные зависят от особенностей личности (характер, темперамент и т. д.). Чаще проявляются в отрицательных эмоциях (страх перед противником, боязнь получить травму). 
Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: соблюдение установленного режима, участие во многих соревнованиях, неблагоприятная погода и др. 
Основные волевые качества – целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность. 
В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа. Поэтому волевая подготовка должна базироваться на формировании нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей (ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т. п.). При развитии волевых качеств необходимо учитывать особенности избранного вида спорта, развивать волевые качества необходимо планомерно с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей. 
Психологическая подготовка 
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. 
Психологическую подготовку принято делить на общую (ОПП) и специальную (СПП). ОПП осуществляется в процессе тренировок параллельно с технической и тактической подготовкой. Суть СПП заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта и для обучения приемам активной саморегуляции психических состояний, с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения. СПП направлена на формирование психической готовности к участию в конкретном соревновании. Она делится на раннюю (примерно за месяц до соревнований) и непосредственную (перед выступлением и в течение его). Ранняя предполагает получение информации об условиях предстоящих соревнований (уровень тренированности, программа действий, моделирование противника, совершенствование воли и т. д.). Непосредственная психическая подготовка включает: психический настрой и управление психическим состоянием, (интеллектуальную настройку на выступление). Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий; устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых). 
Регулирование эмоционального возбуждения спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия. К числу приемов относят, в первую очередь, словесные воздействия (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), которые рекомендуется проводить за несколько дней до соревнований. В день соревнования это воздействие не дает положительного эффекта, а иногда приносит вред. Используются также «тонизирующие» движения, произвольная регуляция дыхания, массаж и самомассаж, воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела. 
Из психопрофилактических методов влияния применяются: аутогенная тренировка (АТ), эффективность которой обусловлена психофизиологическими изменениями ЦНС человека, возвышенным самовнушением. Первые изменения происходят при расслаблении скелета мышц, что рефлекторно приводит к психическому расслаблению, успокоению. Расслабление скелетных мышц рефлекторно расширяют гладкие мышцы внутренних органов, что тоже оказывает успокаивающее действие. AT содержит целую систему самовнушений, ее приемы основаны на внушении и убеждении. 

2.3. Особенности планирования периодов тренировок 

Целевое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный период отдыха за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок. 
Периоды подготовки подразделяются на подготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов обще-подготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность обще подготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного – увеличивается. Основная направленность подготовительного периода – создание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка – повышение уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических качеств. Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах. 
В любом тренировочном цикле необходимо чередовать занятия с различными задачами, средствами, методами и нагрузками. Тренировка планируется по дням на основе недельного цикла. В недельном цикле целесообразно планировать занятия в следующей последовательности: 
1. Изучение и совершенствование техники. 
2. Воспитание быстроты. 
3. Воспитание силы. 
4. Развитие выносливости. 
5. Поддержание общей работоспособности к тренированности или активный отдых. 
При построении тренировочных циклов основная направленность занятия может повторяться несколько раз (например, развитие быстроты у спринтеров). 
В тренировочном цикле изменять нагрузку от одного микроцикла к другому следует волнообразно, чередуя микроциклы с более низкой нагрузкой или активным отдыхом. 
Определяющим условием эффективности тренировки и успеха в спортивных соревнованиях является круглогодичность подготовки спортсменов. Круглогодичная тренировка требует правильного планирования. Для этого используется, в первую очередь, так называемая, периодизация – деление круглогодичной тренировки на периоды и этапы. Все этапы, сочетаемые в определённом порядке, составляют большой цикл тренировки, состоящей из трех: подготовительного, соревновательного и переходного (заключительного). 
Периоды и этапы имеют разную продолжительность в различных видах спорта и не одинаковое распределение в году. 
Продолжительность подготовительного периода может достигать от 2 до 5 месяцев. В этот период решаются следующие основные задачи: 
• приобретение и улучшение общефизической подготовленности; 
• дальнейшее воспитание силы, быстроты, выносливости и других психологических качеств, применительно к избранному виду спорта; 
• улучшение морально-волевых качеств; 
• повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены и самоконтроля; 
• овладение техникой и совершенствование в ней; 
• ознакомление с элементами тактики. 
В соревновательный период тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов. Основными задачами тренировок в этот период являются: 
• дальнейшее повышение уровня развития физических и морально-волевых качеств; 
• совершенствование и закрепление спортивной техники; 
• овладение тактикой и приобретение опыта участия в соревнованиях; 
• повышение уровня теоретической подготовленности. 
Соревновательный период делится на два этапа: первый – ранний соревновательный и второй – этап основных соревнований. 
Заключительный (переходной период тренировки) период имеет цель подвести спортсмена к началу занятий в новом году полностью отдохнувшим, здоровым, не сниженным уровнем физической и технической подготовленности. Отдых спортсмена должен быть активным с изменением форм, средств и методов тренировочных упражнений (переход к другим видам спорта). 
Тренировочный процесс должен быть не только круглогодичным, но и многолетним, с регулярными тренировочными занятиями и систематическим участием в соревнованиях. 

2.4. Организация занятий 

Основной организационной формой тренировочного процесса для всех спортсменов является групповое и индивидуальное занятие продолжительностью от 1 до 5 часов. В спортивных секциях – до 2 часов. 
Основные тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме: занятие состоит из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной) или из трех частей (разминка, основная, заключительная). 
Для групповых занятий, особенно в подготовительном периоде, характерен вариант из четырех частей. Вариант из трех частей чаще используется для спортсменов высших разрядов, особенно в соревновательном периоде. 



Задачи частей занятия: 
1. Вводная (организационная) – построение, рапорт, проверка посещаемости, объяснение задач и содержание урока, строевые упражнения, повороты. Общая продолжительность вводной части 3-10 мин. 
2. Подготовительная (разминка) – разогревание занимающихся, подготовка к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, общая и специальная физическая подготовка. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин. 
3. Основная – повышение у занимающихся уровня всесторонней физической и специальной подготовки, обучение спортивной технике и тактике, воспитание моральных и волевых качеств, привитие навыков и умения самостоятельного выполнения заданий. 
4. Заключительная – постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному. Продолжительность – до 10 мин. 
Важное значение для повышения уровня тренированности имеют физические упражнения, выполняемые на дополнительных тренировочных занятиях по заданию тренера дома. Продолжительность таких занятий в виде утренней зарядки или утренней тренировки могут быть 30-60 мин. 
К дополнительным тренировочным занятиям относятся, кроме утренней зарядки, кроссы, ходьба на лыжах, игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, которыми спортсмены-студенты занимаются в свободное время. 

















Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы 
1. Показатели физического развития. 
2. Оценка физического развития. 
3. Оценка физической подготовленности. 
4. Оценка функциональной подготовленности. 
5. Основные стороны спортивной подготовки. 
6. Техническая подготовка. Суть технической подготовленности. 
7. Тактическая подготовка. Задачи, формы и приемы. 
8. Морально-волевая подготовка. Средства и методы. 
9. Понятие о психологической подготовке. 
10. Основные волевые качества. Понятия воля и целеустремленность. 
11. Особенности планирования периодов тренировки. 
12. Организация учебно-тренировочных занятий. Их структура. Задачи частей занятия. 
13. Методы оценки физической работоспособности. 
14. Методы сопряженных воздействий. Суть метода. 
15. Соревновательный метод. В чем суть метода. 
16. Закономерности построения процесса физической подготовки. 
17. Специфические принципы физической подготовки (тренировки). 
18. Принцип единства ОФП и СФП, на чем основывается. 
19. Принцип систематичности и последовательности ОФП и СФП. 
20. Принцип постепенности и волнообразности динамики физических нагрузок. 
21. Цикличность процесса спортивной подготовки. Циклы, микроциклы, мезоциклы. 
22. Сущность спортивной подготовки, цели и задачи. 
23. Спортивная тренировка. Цель, задачи обучения. 
24. Основные принципы спортивной тренировки. 
25. Средства спортивной тренировки. 
26. Методы спортивной подготовки (тренировки). 
27. Тренированность. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. 
28. Спортивная форма. Понятие с точки зрения физиологии, психологии 
29. Комплексная оценка здоровья. 
30. Зависимость успеваемости студента от физического развития. 



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количества сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования теоретических основ физического воспитания, физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. 
Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности. 
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья студента. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств. 
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность. 




ЛИТЕРАТУРА 

1. Быков В.А., Никитушкина В.Г. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 2. – С. 50-53. 
2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1. – С. 27-32. 
3. Виленский М.Я., Черняев В.В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре и спорту в вузе. – М.: ГНО «Прометей» МГУ, 2004. – 360 с. 
4. Грачев О.К. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 464 с. 
5. Дроздова Л.Н., Селезнева Н.Т. Комплексный подход при оценке состояния здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 7. – С. 13-14. 
6. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: учебник. – М.: Гардарика, 1999. – 448 с. 
7. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 г., № 777. 
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – 208с. 
9. Лысенко В.В., Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для студентов институтов физической культуры. – Краснодар, 1995. – 125 с. 
Учебно-методическое пособие 




О.О. Бриллиантова 





ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА 





Подписано в печать 20.01.11. 
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. 
Тираж 100 экз. Заказ № 312 




Редакционно-издательский отдел 
Кубанский государственный университет 
физической культуры, спорта и туризма 
350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161