4 курс

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 



О.О. БРИЛЛИАНТОВА 



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА 



Учебно-методическое пособие 





Краснодар 
2011 
УДК 796.01(072) 
ББК 75 
Б – 87 


Рецензент: В.А. Баландин – доктор педагогических наук, профессор 





Бриллиантова О.О. 
Б – 87 Теоретический раздел учебно-методической программы дисциплины 
«Физическая культура» для студентов IV курса [текст]: учеб.-метод. 
пособие. – Краснодар: КГУФКСТ, 2011. – 43 с. 



Учебно-методическое пособие включает в себя материалы 
лекций теоретического раздела программы дисциплины «Физическая 
культура» и вопросы к зачету для студентов четвертого курса. 



Пособие предназначено для преподавателей физического 
воспитания, педагогических работников, осуществляющих 
теоретическую работу со студентами высших учебных заведений. 




УДК 796.01(072) 
ББК 75 

© КГУФКСТ, 2011 
© Бриллиантова О.О., 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр. 
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………….… 4 
Лекция 1. ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ…………………... 
1.1. Понятие о физических качествах……………………………….…… 
1.2. Сила……………………………………………………………………. 
1.3. Скоростные способности…………………………………………….. 
1.4. Выносливость…………………………………………………………. 
1.5. Гибкость……………………………………………………………….. 
1.6. Ловкость……………………………………………………………….. 
1.7. Прыгучесть……………………………………………………………. 
1.8. Взаимосвязь, взаимозависимость между физическими 
качествами…………………………………………………………….. 

Лекция 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ…………… 
2.1. Понятие о ППФП……………………………………………………... 
2.2. Факторы, определяющие содержание ППФП………………………. 
2.3. ППФП в системе физического воспитания студентов…………....... 
2.4. Значение и роль ППФП в формировании специалистов……........... 
2.5. Содержание ППФП студентов университета……………………….. 
2.6. Физическая культура в системе НОТ……………………………..… 

Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы…………..... 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..



11 
15 
19 
23 
25 

27 


28 
28 
29 
31 
32 
34 
35 

39 
41 
42 























ВВЕДЕНИЕ 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. 
Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи. 
Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у студентов знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. 
Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности студенческой молодежи и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний. 
Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. 




ЛЕКЦИЯ 1 

ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ 

1.1. Понятие о физических качествах 

Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей с приобретенным в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой – слабостью, подвижностью – инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные. 
Чем большее число анатомо-физологических и психических факторов обуславливает явление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество – это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. 

1.2. Сила 

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счет мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания. 
В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов, связанных с подниманием, опусканием, удержанием тяжелых грузов, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению, мышцы могут при напряжении и удлиняться, например, удержание очень тяжелого груза. В таком случае их работа называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием – динамического. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой. 
Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Данный режим имеет место в силовых упражнениях (штанга, гири, гантели). 
Режим работы мышц на тренажерах, где задается скорость перемещения звеньев тела, называется изокинетическим (плавание, гребля). 
Если усилие спортсмена движением не сопровождается и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической. 
Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость. Психологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения в различных режимах их работы: 
• изометрическом – без изменения длины мышц; 
• миометрическом – уменьшение длины мышцы (в циклических движениях); 
• плиометрическом – увеличение длины мышцы (во время ее растягивания). 
При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности: 
• максимальная изометрическая (статическая сила) – показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений; 
• медленная динамическая (жимовая сила), проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения; 
• скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального; 
• взрывная сила – способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т. е. выступают как интегральное специфическое качество. В спортивной практике взрывная сила, проявляется в разных движениях и имеет разное название: прыгучесть (при отталкивании от пола), резкость (при ударах по мячу); 
• амортизационная сила характеризуется развитием усилия за короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различных видах прыжков. 
• силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Различают силовую выносливость к динамической работе и статистическую выносливость (способность сохранять малоподвижное положение тела и т. д.). В последнее время получила развитие еще одна из силовых характеристик – способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при сохранении проявляемого силового усилия. Для этого нужна специальная направленная тренировка. 
Средства развития силы 
Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида: 
1. Упражнения с внешним сопротивлением. 
2. Упражнения с преодолением веса собственного тела. 
3. Изометрические упражнения. 
Первые упражнения, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на: 
• упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах; 
• упражнения с сопротивлением партнера; 
• упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку или снегу, бег в воде и т. д.); 
• упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина). 
Упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию. Они подразделяются на: 
• гимнастические силовые упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине и т. п.); 
• легкоатлетические прыжковые упражнения (однократные и «короткие» прыжковые упражнения; упражнения с преодолением препятствий). 
Тренирующий эффект прыжков в глубину (ударный метод) направлен преимущественно на развитие абсолютной, стартовой и взрывной силы, мощности усилия, а так же способности мышц к быстрому переключению от уступающего к преодолевающему режиму работы. Так, например, преодоление человеком сопротивления пружины динамометра, характеризуется величиной абсолютной силы. 
Относительная сила – это сила развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения мышечного волокна и равна абсолютной силе на 1 кг массы (веса) тела. С увеличением веса тела относительная сила снижается. Для метателей, штангистов тяжелого веса большое значение имеет абсолютная сила. В видах спорта, связанных с перемещением своего тела, основное значение имеет относительная сила. 
Методы развития силовых способностей 
По своему характеру все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют не менее 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц. 
Направленность воздействий силовых упражнений в основном определяется: 
• видом и характером упражнений; 
• величиной отягощения или сопротивления; 
• количеством повторения упражнений; 
• скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений; 
• темпом выполнения упражнений; 
• характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами. 
Метод максимальных усилий используется в основном для воспитания силы у спортсменов. При практической реализации метода обращается внимание на скорость выполнения этих упражнений и предполагается использование отягощений весом 90-95% от максимально возможного, с повторениями в одном подходе – 1-2, при интервалах отдыха между подходами 4-8 мин. 
Основным методом развития силы является метод повторных усилий – повторный метод. Важным тренировочным фактором в этом методе является количество повторений упражнения. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательных упражнений. 
Метод изометрических усилий характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме. При выполнении таких упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется. Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением мышц, в течение 4-5 сек., по 3-5 раз. 
Ударный метод применяется для развития амортизационной и взрывной силы (сгибание-разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от пола, выпрыгивание из глубокого приседа). 
Метод развития динамической силы 
При быстрых движениях против относительно небольшого сопротивления проявляется скоростная сила. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения. При использовании отягощений применяют два диапазона : 
• с весом до 30% от макс. веса (который может поднять спортсмен); 
• с весом от 30 до70% от максимума. 
Упражнения применяют повторно в различных вариациях (2-3 серии по 2-3 подхода с интервалом отдыха между подходами 3-4 мин., а между сериями – 6-8 мин.). Прыжковые упражнения в любом варианте должны выполняться с установкой на быстроту отталкивания, а не на мощность прыжка. 
Метод развития силовой выносливости 
Силовая выносливость – это способность длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия. От уровня развития силовой выносливости зависит успешность двигательной деятельности. Силовая выносливость – сложное, комплексное физическое качество, определяется уровнем развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состоянием нервно-мышечного аппарата. Силовая выносливость у гимнастов, боксеров, пловцов, борцов и бегунов различна. Основной метод развития силовой выносливости – метод повторных усилий. Методики развития силы у мужчин и женщин совпадают в общих чертах, но уровень силы женщин составляет 60-70% от мужской. Силовая тренировка улучшает здоровье, укрепляет мышцы и связки тазового дна, улучшает фигуру. Силовые возможности человека тесно связаны с его возрастом. Абсолютная сила основных мышечных групп увеличивается от рождения до 20-30 лет, а затем постепенно начинает снижаться. Показатели относительной силы достигают максимума уже в 13-14 лет, и устанавливается на внешнем уровне к 17-18 годам. 

1.3. Скоростные способности 

Быстрота – это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат. 
Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы и ее двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени называется темпом. 
Различают несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты: 
1. Быстрота простой и сложной двигательной реакции. 
2. Быстрота одиночного движения (темп движения). 
3. Быстрота сложного (многоуровневого движения, связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т. д.). 
4. Частота не нагруженных движений. 
Эти формы относительно независимы и слабо связаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при ее развитии в процессе многолетней тренировки. 
Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через нее массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т. д. 
Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется: 
• быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры; 
• быстротой переработки сигнала в ЦНС; 
• быстротой принятия решения о реагировании на сигнал; 
• быстротой посылки сигнала к началу действия; 
• быстротой развития возбуждения в исполнительном органе. 
Во многих случаях от спортсмена требуется не простое реагирование на сигнал, но и оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в легкой атлетике и т. д.), когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект. 
Скорость, как предельная быстрота одиночного движения, рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка. 
Быстрота, как характеристика темпа движения, представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т. е. осуществлять «включение – выключение». Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно-мышечного аппарата, времени суток и др. 
Методы и средства скоростной подготовки 
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций. 
Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения. 
При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений. 
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы. Ведущим методом развития быстроты является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т. к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения четко и точно. Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий: перемещений, изменений положения тела (атак, защит в поединке и т. д.). Минимальная скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других способностей человека (динамической силы, гибкости и др.). Поэтому скоростные способности – это сложное комплексное двигательное качество. Наряду с повторным методом большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод, т. к. дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей. 
Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты движений принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы, в условиях быстрых движений (динамическая сила). При его применении используют отягощения (от 10 до 15 кг) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Иногда носит название метод сопряженных воздействий. 
Метод облегченных внешних усилий при выполнении скоростных упражнений позволяет овладевать умением выполнять предельно быстрые движения (уменьшение дистанции, высоты и т. д.). Для предупреждения возникновения «скоростного барьера» при воспитании быстроты рекомендуется систематически чередовать методы, сочетая их в рамках одного занятия. 
Соревновательный метод – стимулирует проявление предельных скоростных качеств и высокой волевой мобилизации. Метод можно применять в двух формах: 
• при групповом выполнении упражнения (выбывает последний); 
• выполнение упражнения в парах (определяются победители пар и так до финала). 
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными – это и легкая атлетика, бокс, фехтование, восточные единоборства, вольная борьба, все виды спортивных игр. В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без него, групповые упражнения. 
При воспитании скоростных качеств, по мере роста спортивной квалификации, целесообразно обращать внимание на развитие мышечной силы и скоростно-силовых качеств, связанных с экономичностью движений. 
1.4. Выносливость 

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике, отражающее общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость – многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях (от клеточного до целостного организма). 
Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно¬-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС. 
Выносливость проявляется в двух основных формах: 
1. В продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности. 
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. 
На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений на развитие силы такова, чтобы при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления. 
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. 
Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: 
• аэробными возможностями организма; 
• степенью экономизации техники движений; 
• уровнем развития волевых качеств. 
Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому, выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и ее называют общей выносливостью. Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности. Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время. 
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям. 
Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определенных мышечных усилий (определенная рабочая поза). Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает. 
Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий, в том числе и для спорта. 
Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения. 
Специальная выносливость – это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации. Иными словами – это выносливость к определенному виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приемы в течение схватки, игры и т. д. Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие т. к. уровень ее развития зависит от многих факторов: общей выносливости; скоростно-силовых возможностей спортсмена; технико-тактического мастерства и волевых качеств. 
Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости: 
1. Аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень ее проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т. д.), в других – она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, спорт, игры и т. д.). 
2. Целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости. 
Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно ЦНС, ССС, дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата. Некоторые виды выносливости могут не коррелировать друг с другом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в ЦНС. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость. 
Одним из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости является бег. 
Методы развития выносливости 
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности. 
Равномерный непрерывный метод. Этим методом развивают аэробные способности в различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-30 мин., ЧСС – 130-160 уд/мин.). 
Переменный непрерывный метод. Заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения. Иногда этот метод называется метод игры скоростей или «фартлек», предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости. 
Интервальный метод (разновидность повторного метода) – дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег. Используется представителями циклических видов спорта (лыжи и др.). 
Методика развития выносливости 
Приступая к развитию выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировочного процесса, т. к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению уровня тренированности. 
На начальном этапе развития выносливости необходимо сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т. е. на развитие общей выносливости. 
На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т. д. в форме круговой тренировки. 
На третьем этапе необходимо увеличить объемы тренировочных нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работ, в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Нагрузку следует повышать постепенно. 

1.5. Гибкость 

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте, во многом связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата – гибкостью. 
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, что зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок. 
Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т. е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говори о подвижности в них. 
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости: 
1. Активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений, благодаря собственным мышечным усилиям. 
2. Пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой при воздействии внешних сил, например, с помощью партнера, либо отягощения и т. п. 
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или «запасом гибкости». 
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности. 
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причем мышцы – это тормоз активных движений. Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок, это тормоза пассивного движения и, наконец, кости – это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем легче выполняются эти движения. 
Проявление гибкости в той или иной степени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий, времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена. Однако, тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, при повышении температуры среды и тела – увеличивается. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата. 
Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости, можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется это тем, что в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим. В возрасте от 13-14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно. 
Методика и методы развития гибкости 
Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения могут выполняться лежа самостоятельно или с партнером, с отягощениями и тренажерами, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками. 
Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения. Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость. Пассивная гибкость в 1,5-2 раза быстрее развивается, чем активная. 
Если перед нами стоит задача увеличения гибкости, то упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно. Упражнения на гибкость должны выполняться во всех частях тренировочного занятия. 
Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приемами: 
1. Последовательным использованием упражнений на силу и гибкость (сила + гибкость). 
2. Поочередным применением упражнений на силу и гибкость (сила + гибкость + сила) в течение одного тренировочного занятия. 
3. Одновременным (совмещенным) развитием силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений. 
Следует всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки и при этом у Вас не должно быть никаких сильных болевых ощущений. Одним из наиболее принятых методов развития гибкости, является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях (упражнения с постепенным увеличением размаха движений). Количество повторений упражнений меняется, в зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения маха движений или возникновение болевых ощущений. 
Мерой измерения гибкости служит максимально возможная амплитуда. Единицами измерения могут быть сантиметры или угловые градусы. 

1.6. Ловкость 

Ловкость – это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость – это способность быстро овладевать сложными движениями, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врожденное, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. 
Критериями ловкости являются: 
• координационная сложность двигательного задания; 
• точность выполнения задания (временная, пространственная, силовая); 
• время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения. 
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами: тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам – уже 90% движений взрослого человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявления ловкости, большое значение имеют координационные способности. 
Ловкость – весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому ее целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой к непрерывно изменяющимися условиям. 
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. 
В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы: 
• выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя); 
• зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке); 
• создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса); 
• усложнение условий выполнения обычных упражнений; 
• изменение скорости и темпа движений; 
• изменение пространственных границ выполнения упражнения. 
Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надежность выполнения технических приемов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость. 

1.7. Прыгучесть 

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене – толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлета. 
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием. 
Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно-мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т. е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы. 
Методы воспитания прыгучести 
Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировке. 
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней, строго специализированной физической подготовки. Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большего повышения мощности толчка, специальных двигательных навыков. 
Основными методами воспитания прыгучести являются: 
1. Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности. Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости ЦНС; восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с восстановлением дыхания (оплатой кислородного долга). Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость ЦНС не успевала существенно снизиться, а с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее полно восстановиться. При применении повторно этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивает только в период утомления, после каждого повторения. Повторный метод позволяет точно дозировать нагрузку, совершенствует опорно-мышечный аппарат, воздействует на дыхательную и ССС. При таком методе уровень прыгучести повышается на 29-30%. 
2. Интервальный метод – внешне похож на повторный метод. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. 
3. Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. 
4. В последние время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений. 
Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряженных воздействий). Как показывает практика, воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями: за счет увеличения максимальной скорости, за счет увеличения максимальной силы. 

1.8. Взаимосвязь, взаимозависимость между физическими качествами 

Воздействуя в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин – особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости. 
Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так оказываются несовместимыми задачи одновременного достижения максимальных показателей силы и максимальных показателей выносливости. Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определенной степени развития остальных. 




ЛЕКЦИЯ 2 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 

2.1. Понятие о ППФП 

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности. 
ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности. 
Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени. 
В военном деле, например, успешно используется целенаправленная физическая подготовка для развития тонкой двигательной координации операторов боевых машин пехоты. У водителей автомототранспорта после курса физических тренировок значительно снижается время сенсорной реакции, уменьшается утомляемость в пути, что способствует повышению безопасности движения. 
Предварительное развитие физических и профессионально важных качеств операторов АСУ военного назначения позволяет им быстрее овладевать навыками работы за пультом оператора, на 20-30% быстрее выполнять свои рабочие операции и при этом допускать на 40-50% меньше ошибок. 
В некоторых профессиях без предварительной физической подготовки вообще обойтись невозможно. Космонавты, например, для воспитания умения действовать в космическом полете в условиях невесомости предварительно интенсивно тренируются на специальных тренажерах с большим количеством степеней свободы, в бассейнах в подводном положении, в специальных кабинах самолетов, выполняющих в течение определенного времени снижение по крутой дуге. В процессе этих тренировок для космонавтов создается искусственная невесомость. 
Представленные выше примеры убедительно свидетельствуют о возможности повышения профессиональной работоспособности человека средствами и методами физической культуры и спорта, составляющими основу ППФП. Достигнутый в процессе ППФП высокий уровень профессионально важных качеств позволяет во время работы длительное время поддерживать оптимальное согласование человека и технических устройств. Объясняется это повышением резервных возможностей человека и тренировкой его компенсаторных механизмов. Важное место в ППФП занимает также выполнение физических упражнений перед началом, в процессе и после трудового дня. За счет этих упражнений обеспечивается плавное вхождение человека в рабочий ритм и поддержание необходимой работоспособности во время рабочей смены, а после ее окончания – снятие физической усталости и эмоционального напряжения. 

2.2. Факторы, определяющие содержание ППФП 

Содержание и методика проведения ППФП определяются на основе результатов инженерно-технологического анализа профессиональной деятельности. В процессе этого анализа трудовая деятельность человека на рабочем месте расчленяется на отдельные элементы – действия, операции, а затем определяются психофизиологические критерии, обеспечивающие качественное выполнение каждого из элементов. 
Существует несколько видов инженерно-психологического анализа профессиональной деятельности. Наиболее простыми из них являются хронометрия и хроноциклография. В основу хронометрии положен анализ рабочих операций по времени, хроноциклография изучает характер рабочих движений. Профессиография, т. е. психологическое описание профессии, является наиболее сложным вариантом анализа профессиональной деятельности. В процессе профессиографирования изучаются: общие данные исследуемой специальности, схема расположения рабочего места, гигиенические условия работы, основные рабочие операции, нагрузка на анализаторы, соотношение интеллектуального и физического труда и т. д. 
После получения этих данных анализируются наиболее слабые звенья трудового процесса и выявляются вызывающие их появление причины: то ли это недостатки в организации труда, то ли это слабое развитие тех или иных психофизиологических качеств и прикладных навыков человека. Для устранения первых двух причин, как правило, идут по пути совершенствования технических устройств. В остальных случаях либо проводится профессиональный отбор, позволяющий подобрать из числа претендентов наиболее подходящего для данной профессии человека, либо организуется ППФП с уже имеющимися специалистами. В процессе ППФП профессионально важные качества и навыки человека совершенствуются до необходимого уровня. 
Таким образом, физические упражнения являются важным средством повышения эффективности производственного процесса за счет совершенствования, путем специально направленных физических тренировок, наиболее ценных для данной профессии качеств человека. 



2.3. ППФП в системе физического воспитания студентов 

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым вузом стоит задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса. Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов. Они могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том числе и физической, приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит содержать в себе элементы ППФП, т. е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. 
Наиболее полным определением ППФП можно считать следующее: ППФП представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое должно формировать определенные прикладные знания, воспитывать физические, психические и специальные качества, умения и двигательные навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности. 
Появление новых более мощных источников энергии и развитие техники непрерывно понижают роль мускульной силы человека, тогда как его психическая функция постепенно возрастает. Возникла система «наука-техника-человек». Человек в эту систему входит как личностный элемент производства, от квалификации которого, физического состояния и работоспособности зависит экономическая продуктивность системы. Технический прогресс, принесший многие блага, имеет на современном этапе свои теневые стороны, не лучшим образом сказывающиеся на состоянии здоровья человека. В связи с этим большое внимание сейчас уделяется разработке активных мер профилактики для преодоления тех отрицательных последствий, которые связаны с производством, освоением новых районов земли, морских глубин и космоса. Проблема эта комплексная, и сложность ее решения требует совместных усилий медиков, физиологов, психологов, специалистов физической культуры, социологов, экономистов и др. При этом должны быть полностью использованы возможности разнообразных средств и форм физической культуры в процессе физического воспитания. 

2.4. Значение и роль ППФП в формировании специалистов 

Во многих вузах страны ведется подготовка специалистов различных специальностей для различных направлений науки и техники. 
Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики. Она должна не только обеспечить получение студентами определенной квалификации по специальности, но и научить овладеть методикой «пергаментного приобретения знаний». Речь идет о привитии студентам навыков самостоятельного получения знаний (т. е. студент из пассивного объекта воспитания должен превратиться в активный объект самовоспитания). Это способствует качественной подготовке специалистов. Это положение чрезвычайно важно и для обязательного предмета высшей школы «Физическая культура». 
Понятие «качество подготовленного специалиста» включает в себя совокупность наиболее устойчивых свойств, обуславливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизиологическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической. Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к их недостаточной профессиональной «отдаче», что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов. 
Педагогические основы ППФП 
ППФП студентов к производительному труду осуществляется в вузах по следующим основным направлениям: 
• овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта; 
• воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии; 
• приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха). 
Процесс обучения любым двигательным действиям в физическом воспитании тесно связан с решением и других задач – образовательных, воспитательных и оздоровительных. 
Методические основы обучения прикладным двигательным умениям и навыкам 
Современное производство выдвигает задачу эффективного обучения сложным действиям при быстро меняющихся операциях. Такой опыт – обучение путем упражнений – накоплен в спортивной науке и практике. 
При формировании прикладных умений и навыков в процессе ППФП студентов необходимо подбирать специальные упражнения по степени их благоприятствования в отношении достижения намеченной степени освоения профессионально-прикладных действий. Особо следует подчеркнуть значение определенных теоретических знаний для активного и сознательного освоения студентами профессионально-прикладных умений и навыков. 
Структура процесса обучения двигательному действию имеет три этапа: 
1. Первоначальное изучение (ознакомление с упражнением). 
2. Углубленное разучивание (вырабатывается умение выполнять действие). 
3. Заключительный этап обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование действия). 
Процесс обучения прикладным умениям и навыкам целесообразно приближать к естественным условиям их применения, психологически готовя будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях. 

2.5. Содержание ППФП студентов университета 

В процессе ППФП студентов университета повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью. Высокий уровень общей работоспособности достигается, прежде всего, длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т. д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года. 
Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются, прежде всего, на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества. 
Важное место в ППФП занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т. е. физкультпаузы, которые способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности, сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения. Упражнения выполняются в виде комплексов из 6-7 упр. в течение 7-10 мин. через каждый час работы (или по мере усиления усталости), не выходя из аудитории. Комплексы составляются таким образом, чтобы их можно было выполнить вблизи рабочего места, а при необходимости даже, не вставая со стула. 
В системе ППФП нередко используется выполнение комплексов физических упражнений непосредственно перед началом рабочего дня и сразу после его окончания. Основная задача выполнения этих комплексов – это облегчение процесса втягивания организма в рабочий ритм за счет предварительного повышения физической и умственной работоспособности человека и наоборот, снятие нервно-эмоционального возбуждения и физической усталости после окончания рабочего дня. С этой целью перед началом работы целесообразно выполнить несколько гимнастических упражнений с включением наклонов и поворотов туловища, вращения головы и упражнений для глаз, а после ее окончания длительный медленный бег, спортивные игры, плавание. 

2.6. Физическая культура в системе НОТ 

Увеличение механизации и автоматизации трудовых процессов приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой – к увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях промышленности, особенно людей умственного труда. В этих условиях покой, как форма отдыха, уже не удовлетворяет потребностям организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии? 
Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы. Дальнейшее развитие физической культуры (ФК) в сфере производства связано с научным обоснованием новых форм организации и методов проведения занятий. 
Во-первых, ФК в системе НОТ является целесообразной деятельностью, направленной на всестороннее и гармоническое развитие человека, обеспечение необходимой и достаточной подготовки, а также на сохранение надежной и стабильной готовности к труду и повышение результативности труда. 
Во-вторых, ФК-НОТ является специфической инфраструктурой в системе социальной организации производства, народного хозяйства и культуры, имеющей свою организацию, свою материально-техническую базу, теоретическую, программно-методическую, административно-правовую основу, а также специальное медико-биологическое и кадровое обеспечение. 
Связь физической культуры и НОТ осуществляется по следующим направлениям: 
1. Создание благоприятных условий труда и отдыха. Здесь с помощью средств физической культуры обеспечивается оптимальный для конкретных производственно-трудовых условий режим труда и отдыха человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность. 
2. Рационализация приемов и методов труда на рабочем месте. Физическая культура содействует сокращению энергозатрат человека в процессе труда за счет лучшей координации движений в выполнении приемов работы, двигательных действий, экономизации движений, ритмичности работы. 
3. Подготовка кадров, повышение культурно-технического и общеобразовательного уровня работника. Физическая культура содействует всестороннему и гармоническому развитию личности, укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, более плодотворному общему и социальному обучению. 
4. Правильное использование трудовых ресурсов. Физическая культура играет положительную роль в повышении социальной мобильности человека, содействует подготовке и выполнению профессиональной деятельности, регулирует миграцию трудовых ресурсов, способствует развитию и сплоченности, что позволяет повысить эффективность коллективного труда. 
5. Повышение производительности труда. Занятие физической культурой и спортом повышают уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека. 
6. Развитие творческой инициативы и дисциплины. 
Показатели развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах включаются в коллективные договоры, в планы социального развития. 
Основная цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовки человека к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне. 
Конкретными задачами физической культуры в системе НОТ данной отрасли являются: 
1. Рационализация и совершенствование профессиональной и двигательной деятельности работников умственного труда, поиск и внедрение наиболее экономичных форм двигательной деятельности для конкретных производственных операций. 
2. Создание прочной основы общей физической подготовленности для развития профессионально важных способностей и двигательных навыков, которые позволяли бы быстро и качественно осваивать специфические движения и действия. 
3. Теоретическая разработка и внедрение в практику работы на производстве оптимальных условий режима труда и отдыха, внедрение производственной гимнастики, организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в конце рабочего дня, недели, в период отпуска. 

Место и роль ППФП в системе НОТ 
Говоря о месте и роли ППФП в системе НОТ, мы, по сути дела, рассматриваем проблему использования средств физической культуры и спорта для решения задач, позволяющих наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе. 
Проблема ППФП студентов, в связи с научной организацией их будущего труда, состоит в том, что все задачи НОТ могут быть сгруппированы следующим образом: 
• экономические задачи, т. е. использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; 
• психофизиологические задачи, т. е. создание на производстве наиболее благоприятных условий труда и сохранения здоровья и трудоспособности; 
• социальные задачи, т. е. обеспечение условий роста культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармоничного развития. 
Эти задачи реализуются через основные направления НОТ, в которых место и роль ППФП далеко не одинаковы. Наиболее существенное значение профессионально-прикладная подготовка имеет при разработке таких направлений НОТ, какими являются: подготовка и повышение квалификации кадров, рационализация приемов и методов труда. 
Следующими направлениями НОТ, с которыми ППФП специалистов имеет тесную и непосредственную связь, являются улучшение условий труда на производстве и рационализация режимов труда и отдыха (продолжительность рабочего времени, напряженность труда, комфортность производственной среды, охрана труда и техника безопасности). 






Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы 
1. Физические (двигательные) качества. Понятие, структура, взаимосвязь. 
2. Физическое качество – сила. Формы проявления силовых качеств. 
3. Режимы проявления. Абсолютная сила. Относительная сила. 
4. Средства развития силы. Методы развития силовых способностей. 
5. Основы развития скоростных способностей. 
6. Формы проявления быстроты. Показатель скорости. 
7. Какими факторами определяются скоростные качества человека. 
8. Методы скоростной подготовки. 
9. Методы облегчения внешних усилий при воспитании быстроты. 
10. Понятие о выносливости. Методы развития выносливости. 
11. Виды и показатели выносливости. Рекомендации по развитию выносливости. 
12. Методы развития специальной выносливости. 
13. Гибкость как физическое (двигательное) качество. Формы проявления. 
14. Методика и методы развития гибкости. 
15. Понятие ловкости. Критерии ловкости. 
16. Виды ловкости. Методические приемы развития ловкости. 
17. Понятие прыгучести. Виды прыгучести. 
18. Методы воспитания прыгучести. 
19. Система контроля ППФП студентов. 
20. Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона. 
21. Методика подбора средств ППФП. 
22. Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников. 
23. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. 
24. Факторы, определяющие содержание ППФП. 
25. ППФП в системе физического воспитания студентов. 
26. Значение и роль ППФП в формировании специалистов. 
27. Педагогические основы ППФП. 
28. Взаимосвязь, взаимозависимость между физическими качествами. 
29. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки. 
30. Принцип волнообразности динамики физических нагрузок. 

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений. 
Основываясь на общественной практике и давая целостные, достоверные, систематически развиваемые знания о существующих связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты. 
Качество профессиональной подготовки студентов вузов существенно зависит от сформированности индивидуального стиля учебной деятельности. При этом эффективным средством его развития выступает физическая культура, позволяющая выявить личностные особенности студентов и создавать условия для их реализации в педагогическом процессе высшей школы. Уровень индивидуального стиля учебной деятельности является результатом целенаправленного организованного процесса развития личности, включающего осмысление и принятие ценностей физического воспитания, формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной подготовки, их реализацию средствами физической культуры. 




ЛИТЕРАТУРА 

1. Бердников И.Г. и др. Массовая физическая культура в вузе: учебное пособие // под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с. 
2. Быков В.А., Никитушкина В.Г. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 2. – С. 50-53. 
3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1. – С. 27-32. 
4. Вучева В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 7. – С. 24-29. 
5. Грачев О.К. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 464 с. 
6. Дворкин Л.С., Степанов С.В. Методика общесиловой подготовки: учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГАФК, 2001. – 48 с. 
7. Дворкин Л.С., Новаковский С.В., Степанов С.В. Инновационная методика интенсивной силовой подготовки в молодом возрасте: лекция для студентов вузов физической культуры. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – 72 с. 
8. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: учебник. – М.: Гардарика, 1999. – 448 с. 
9. Новаковский С.В., Степанов С.В. Педагогические и физиологические аспекты развития силы: лекция для студентов вузов физической культуры. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – 37 с. 
10. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. 

Учебно-методическое пособие 





О.О. Бриллиантова 





ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА 





Подписано в печать 20.01.11. 
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. 
Тираж 100 экз. Заказ № 313 





Редакционно-издательский отдел 
Кубанский государственный университет 
физической культуры, спорта и туризма 
350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.